Целина нашей жизни

Автор - Юрий Чернышов

Что наша жизнь? Не целина ль поднятая?

А может только залежей пласты?

 

Теперь становятся привычными фестивали на открытых пространствах. Среди них особенно привлекательны мероприятия с познавательной основой – исторические, этнографические и их разновидности. Чаще всего они проходят в больших городах или вблизи них. Что и понятно. В городе легче наполнить такие мероприятия количеством участников и коллективов, готовых принять в них участие, и обеспечить тематическое разнообразие. Да и ресурсы в городе – не сравнить с сельскими. Там – иное дело. И со свободным временем проблемы, и энтузиастов отыскать – труднее даже днём с огнём, и с материально-финансовым обеспечением не густо.

Но главное – нелегко найти «изюминку», сердцевину такого фестиваля. «Изюминку», которая делает местность, фестиваль проводящую, особенной. Или, говоря более научно, – определяющую «особость» территории, её идентичность. В науке так оно и называется: «локальная идентичность».

Есть территории, где за этим далеко ходить не надо. Есть и другие. Где идентичность не заметна, пока не приглядишься. А есть и третьи – где идентичность только зарождается. Где только-только появляются, как всходы весной, признаки идентичности. Их ещё разглядеть надо! Может они, признаки, и существовали когда-то ранее, да ныне подзабыты, завалены пластами нелёгкой истории, залежались там. А залежная идентичность – как залежная земля. Возрождать её – что целину поднимать. Неслучайно в знаменитом Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 2 марта 1954 года говорилось «Об освоении целинных и залежных земель», то есть о необходимости поднять как те, так и другие. Говорилось, как о равнозначных по трудности освоения.

Известное со школьных лет название книги М. Шолохова «Поднятая целина» со временем стало символом не только прямого, «пахотного» действия. «Поднять целину» – эти слова часто говорят и тогда, когда хотят подчеркнуть, что предстоящее дело – новое, трудное, неизведанное.

Да что там книга! Чуть-чуть воображения, чуть-чуть дальновидения – и вот уже видится вся Россия, как непрерывно поднимаемая то целина, то залежь!

1917 год. Октябрьская революция. Что это? Да это же целина первозданная – осмысление нового строя! Формирование нового мышления, новых надежд, нового образа жизни! 1930-е годы… Голод в Поволжье, да и не только в нём. Коллективизация. Снова – целина. Целина и буквально поднимаемая, и целина духовная. В душах вчерашних единоличников… 1945 и далее – послевоенные годы. Подъём разрушенного народного хозяйства. Дел – невпроворот. Дел – «непаханая целина». И прорва «залежей» – недоделанных из-за войны, заброшенных дел. А следом – реальная целина – 1954 и последующие годы. Опять – целина, опять «залежи». Да что же это за слова то такие – «поднятая целина», почему проявляются они в каждый значимый период нашей жизни?

А это не просто слова – это вся наша жизнь. Такая вот она – то залежь, а то и целина. То поднимаем целину неизведанных благ, то перепахиваем залежи несбывшихся мечтаний. Потому то и стала «поднятая целина» настоящей философией российской жизни!

Эта аналогия напрашивается каждый раз, когда где-то в глубинке, как принято говорить, вдруг обнаруживается стремление к чему-то новому. Не стремление как подражание «городскому», а с опорой на нечто своё, от земли идущее, и только этой земле присущее. Так «глубинка» каждый раз поднимает свою целину, перепахивает свою «залежь»!

Перепахивает таким образом, чтобы своё поле не только стало новым, но чтобы и в привычных, и в привлекательных формах отразило особость, значимость, красоту своей земли.

Отразило со всеми акцентами. Этнографическими, культурно – историческими и любыми возможными. И вот оно – пожалуйста! Глядь, – и зарождается что-то новое и своё! Хотите – назовите её «локальная идентичность». И уже не спутаешь её ни с какой другой территорией, тем более, если та – сама по себе локальная идентичность. Идентичности – как наряды у женщин, – их не спутаешь. А фестивали – одна из лучших возможностей показать своеобразие родной территории.

 

Всё сказанное сложилось под влиянием историко-этнографического фестиваля «Большой Караман», прошедшего пусть в не очень далёкой, но, как принято считать, – глубинке земли Саратовской. В её степном Заволжье (вот уже и идентичность, вот уже и ни с чем не спутаешь, и вот уже особая история). Тут даже место состоявшегося фестиваля – «говорящее», нет, – кричащее об особости, – степное!

На его-то окраине и состоялся 16-го сентября первый, видимо, сельский историко-этнографический фестиваль. Здесь, опять-таки, возможно впервые, прозвучала тема целинных и залежных земель. Ведь Саратовское Заволжье было, согласно знаменитому Постановлению, «передовым краем», границей освоения целинных и залежных земель в стране. Их, на этом переднем крае в Саратовском Заволжье было фактически семь. И один из них – вот этот – Советский район с райцентром Степное.

Здесь освоение целинных и залежных земель – эпопея страны и земли Саратовской, – не оказалась забытой. Честь людям этого района и низкий поклон от ветеранов Великой эпопеи и их потомков!

 

А теперь, – о самом событии. Оно, названное «Этнокультурный исторический фестиваль «Большой Караман», состоялось 16 сентября 2017 года в Советском районе Саратовской области на окраине райцентра. Организаторами фестиваля выступили местная организация ВОИ и администрация муниципального района. Цель проекта, как она изначально провозглашалась, – организация и проведение фестиваля для пожилых людей и инвалидов, их активное вовлечение в сохранение и популяризацию исторического и культурного наследия народов Саратовского Заволжья на основе межпоколенческого партнёрства. Разумеется, поднять такое дело было бы невозможно без большой организационной работы, которую взяли на себя члены добровольческого движения «Доброцентр» и добровольцы прихода местного храма.

Проект стал победителем всероссийского конкурса социальных проектов «Активное поколение». Он стартовал при финансовой поддержке Пензенского благотворительного фонда «Гражданский союз» на средства, предоставленные Благотворительным фондом Елены и Геннадия Тимченко. В Фестивале приняло участие большое число молодых людей и даже очень юных дарований!




Местом проведения Фестиваля стал берег реки Большой Караман на окраине райцентра, рядом с древней стоянкой сарматов. Здесь собралось несколько сотен местных жителей и гостей.


В Фестивале принял участие глава местной администрации Сергей Владимирович Пименов. Как водится, произносили речи, вручали награды и подарки. От имени Комитета по общественным отношениям и межнациональной политике правительства области участников приветствовал заместитель председателя Комитета Конусов Д.Е.

С большой приветственной, даже программной речью к участникам обратилась руководитель литературно-исторического проекта «Книга Трудовой Славы Саратовской области. Агропромышленный комплекс» Вероника Ткачёва.

На Фестивале была показана научно-популярная презентация этнографии и истории народов Заволжья и истории православия. Для этого были организованы экспозиция исторических артефактов, выставка народного этнического декоративно-прикладного творчества, исторические реконструкции. Её курировал, как ни удивительно это звучит, научный руководитель проекта протоиерей Алексий Каширин, настоятель храма во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона. Сам же протоиерей выступил в роли гида в отдельном павильоне, где экспонатами стали редкие образцы церковной утвари и уникальная древняя церковная книга. 


В музыкальной программе Фестиваля приняли участие около 20 фольклорных коллективов, среди которых два замечательных детских коллектива: танцевальная группа детского сада и великолепный детский ансамбль ударных инструментов «Пересвет».






И, – снова, – возможно впервые в Фестивалях подобного рода была показана экспозиция, посвящённая освоению целинных и залежных земель в которой принимал участие и Советский район. Экспозицию организовала сотрудница Центральной библиотеки района Ирина Александровна Фадеева. И экспозиция очень гармонично вписалась в общую тональность Фестиваля. Ведь и сам Историко-этнографический Фестиваль – это «Поднятая Целина» районной культурной жизни!




Экспозиция об участии района в целинной эпопее страны не осталась незамеченной и привлекла многих гостей Фестиваля. С большим вниманием с ней ознакомились и глава района Сергей Пименов, и протоиерей Алексей Каширин.

Ещё во время своего приветственного выступления руководитель проекта «Книга Трудовой Славы Саратовской области. Агропромышленный комплекс» Вероника Ткачёва передала Главе администрации саму книгу, значительная часть которой посвящена первоцелинникам, и презентация которой состоялась в июне этого года в музее Боевой и Трудовой Славы. В своём выступлении Ткачева также напомнила, что в начале 2019 года страна будет отмечать 65-летие освоения целинных и залежных земель. Пора бы и начать подготовку к юбилейной дате.


Ведь изданием только Книги работа по восстановлению исторической памяти не заканчивается. Наряду с продолжением Книги создаётся интерактивный патриотический сайт, посвящённый освоению саратовской Целины. Целины в самом широком смысле этого слова. Сайт намерен привлечь к сотрудничеству потомков целинников и всех тех, кто готов размещать исторические документы, фото-, видеоматериалы и другую информацию о своих родственниках – ветеранах АПК, покорителях целинных земель. Сайт призван стать важным инструментом сбора и распространения знаний о целинниках и идеи пропаганды трудового подвига наших земляков.



В. Ткачева обратилась к организаторам Фестиваля: «Мы охотно занимаемся реконструкцией исторических событий далекой истории и словно бы пренебрегаем славным периодом недавней истории – имею в виду целинную эпопею, – сказала она. – Между тем эта эпоха обладает неоценимым и недооцененным потенциалом воспитания гражданственности и патриотизма на примерах силы духа первоцелинников. Эту тему надо возвращать в нашу жизнь наряду с датой полета в космос первого человека, в том числе и путем включения на Фестивале в раздел реконструкции исторических событий целинной темы. Что будет способствовать и гармонизации межнациональных отношений, – ведь целину покоряли люди разных национальностей».



По мнению В.Ткачёвой, эта тема могла бы быть «материализована» по примеру того, как это сделала Общественная организация казахов района – «Палаткой первоцелинника», с размещением в ней копии Указа о награждении Саратовской области Орденом Ленина, экспонатов, характеризующих быт первоцелинников, копий музейных и архивных документов и других экспонатов. В русле этой темы мог бы быть и Фестиваль песен о Целине или хотя бы включение в концертную программу Историко-этнографических фестивалей целинных песен с посвящением их нашим героическим землякам. В.Ткачёва поблагодарила организаторов фестиваля «Большой Караман» за сохранение памяти о целинной эпопее и создание Центральной библиотекой района экспозиции, посвященной целинникам Советского района.

И, конечно, такой Фестиваль был бы просто невозможен, если бы не энтузиазм, не величайшая любовь к родному краю, его истории, его людям председателя местной организации ВОИ Верховой Марины Анатольевны и её сподвижников.

Комментарии

Новые комментарии будут ожидать проверки.