«Паницкое». Как много в этом знаке!

Автор - Юрий Чернышов


На 60-м километре трассы Саратов-Волгоград стоит придорожный знак, указывающий поворот на дорогу, ведущую к железнодорожной станции Паницкая. Место у знака - первая остановка туристской экскурсии из Саратова на Медведицкую гряду.

Почему есть смысл остановиться в этом месте?

Этот знак - символический пограничный столб. Здесь туристы кратко знакомятся с Введением в содержание экскурсии и, более подробно, – с эзотерическими мифами о Медгряде и действительной историей этих уникальных мест.

Знак примерно обозначает формальную границу Автономной Советской Социалистической Республики Немцев Поволжья (НП АССР), существовавшую до августа-сентября 1941 года. Тогда, 26 и 28 августа были приняты Правительственное и партийное (ЦК ВКП (б)) решения о её ликвидации и депортации немцев Поволжья (главным образом – в Сибирь). Большая часть территории Республики была присоединена к Саратовской области, меньшая - к Сталинградской (сейчас – Волгоградская).

Территория, называемая Медведицкой грядой, расположена в пределах бывшей НП АССР по обе стороны границы между областями.

Сама надпись на указателе – «Паницкое» - явно аномальная. На географических картах такого названия просто нет. А есть «Паницкая». Так называется поселение городского типа, включающее железнодорожную станцию и собственно посёлок с одноимённым названием. Во время Автономии немцев Поволжья посёлок назывался «Животноводческое хозяйство №595 «Роте Фане» («Красное знамя»).

Название же посёлка «Паницкая» происходит от одноимённой железнодорожной станции. Станция вошла в историю Великой Отечественной войны как начальный пункт строительства рокадной железной дороги Саратов-Сталинград в феврале-октябре 1942 года - тяжелейшие месяцы обороны города от немецких захватчиков. Дорога сыграла важнейшую роль в переброске резервов на северный участок обороны и сделала возможным фланговый удар по осаждавшим город войскам, а затем и их окружение.

И здесь появляется первая историческая неувязка. Изестно, что своё название станция получила в день принятия в эксплуатацию линии Саратов–Иловля – 24 октября.

А название станции, как о том гласит легенда, дано в честь женщины-бригадира по фамилии Паницкая, проявившей себя героически при строительстве рокады.

Но как же быть с писаной историей, указывающей, что строительство рокады началось от станции Паницкой? Если к началу строительства – февраль-март 1942 года - не только названия, но и станции такой не существовало? И как, в таком случае, могло начаться строительство в 60-ти километрах от Саратова? Как осуществлялось обеспечение стройки необходимыми материалами?

Долгое время поиски ответов на эти вопросы, мягко говоря, не поощрялись. Стимулом к поиску стал неприметный повод - фото в книге «Медведицкая гряда» Вадима Черноброва – первооткрывателя аномальной территории, который и придумал ей название - «Медведицкая гряда».


Подпись под фото гласит: «Заброшенные постройки на Миллеровской дороге». И всё! Больше никаких пояснений даже в тексте книги! То ли автор не захотел развивать эту тему, то ли чего-то поостерёгся.

А «постройкой» назван водопропускник! Сооружение, оставшееся от строительства почти забытой Миллеровской железной дороги.

На фото в книге - водопропускник в широкой балке Щельнинская. Он - ближайший к посёлку Паницкая и полностью состоит из двух арок, - «сдвоенный», так сказать.


Объект заметен даже на виде из космоса.

Летом Щельнинская балка бывает почти сухая. Правда, автодорога предпочитает огибать арки водопропускника. Весной же здесь буйствуют паводковые воды и устремляются по балке в речку Карамыш.

Но что за блажь – строить такой основательный водопропускник в голой степи?

Однако, - в голой ли? Не надо быть очень наблюдательным человеком, чтобы увидеть, что к водопропускнику со стороны Паницкой подходит песчаная насыпь, а после арок она продолжается, насколько видит глаз. Насыпь для чего? Уж, не для железной ли дороги?

Верно!

О ней и говорит подпись под фото в книге В.Черноброва, - Миллеровской железной дороги. Название дороги, в данном случае, происходит не от фамилии, а от названия города в Ростовской области. Хотя исторически название самого города имеет именно фамильные корни. Город Миллерово основан как хутор в имении войскового старшины немца Ивана Миллера, в 1786 году. Железная дорога Саратов-Миллерово строилась в этих местах с1928 по 1933 годы. А затем, недостроенная, была законсервирована. Да так и осталась в таком состоянии на все последующие годы.

Находится сдвоенный водопропускник километрах в 30 - если по прямой - от центра территории, именуемой Медведицкой грядой. Тем самым В. Чернобров обозначил и примерный размер аномальной территории. В центральной части экскурсии, на самой Медведицкой гряде туристы увидят подобные объекты воочию. Они показаны и в материалах, размещённых на этом сайте (в том числе и в очерке «Реквием по Медведицкой гряде?).

Теперь всё становится на свои места. Строительство рокады началось от места, названное позже «станцией Паницкая» потому, что до этого места от Саратова железнодорожное полотно уже было уложено. Оно было уложено даже дальше этого места, но… в юго-западном направлении. А именно - по мосту через речку Карамыш до хозяйства «Роте Фане» (сейчас – посёлок «Паницкая»).

Уложили полотно строители Миллеровской дороги. Основной контингент которых составляли заключённые в количестве… 120 000 тысяч (!) человек!

Для них вдоль трассы было построено несколько лагерей. Некоторые из лагерей сохранились и функционируют и в наше время. Да и рокаду строили тоже заключённые. Часть уже построенной Милеровской дороги - «заречную» - пришлось разобрать и продолжить железнодорожное полотно по другому - правому - берегу Карамыша уже как рокаду.

Вот одна из причин того, что история строительства Миллеровской железной дороги, а также часть истории строительства рокады долгое время оставались как бы «в тени». Не принято было видеть в «героическом труде советских людей» и труд заключённых.

Так и не построенная железная дорога Саратов-Миллерово, породила всевозможные легенды и мифы. Один из них, имеющий и сейчас хождение среди краеведов, говорит о том, что над построенными, но не соединёнными с насыпью железной дороги водопропускниками, иногда пролетает виртуальный поезд. При этом ни весть откуда появившиеся светофоры закрываются на переездах и исчезают после прохода «летучего» поезда.

Подытоживая, скажу, что указатель на Паницкую, таким образом, указывает на то место, где в невероятной, аномальной степени проявились и проявляются до сих пор, кроме всего прочего, забвение истории и невнятность топонимики, - зеркала административной небрежности и формализма. Он, - указатель, - и сам такое же «зеркало».

Подробная история строительства дороги описана мной в книжке «Загадки Медведицкой гряды и тайна Миллеровской железной дороги».

Придорожный указатель обозначает и место, где аномальная территория - Медведицкая гряда - отграничивается речкой Карамыш. Причём речка в этом месте и сама проявляет «аномальность».

Здесь она, как и на протяжении 40 км своего течения по территории некогда Бальцеровского кантона (сейчас - Красноармейского района Саратовской области), протекает между реками Волгой и Медведицей, текущими на юг. Но вопреки, казалось бы, очевидности, Карамыш течёт им навстречу - на север. Это выглядит так, как если бы после дождя потоки воды по разным сторонам улицы текли бы в одну сторону, а между ними, по середине улицы, бежал бы ручей навстречу этим потокам!

Такова геоморфология Медведицкой гряды – ещё одна аномальность территории!

Рядом с указателем на станцию Паницкая у туристов появляется первое ощущение того, что с территорией, называемой Медведицкая гряда, что-то не всё ладно. И в том, что это именно так, им придётся убедиться ещё не один раз в ходе экскурсии.

Так почему бы и не запечатлеться там, откуда начинаются удивительные места и удивительная история этих мест?

Комментарии

Новые комментарии будут ожидать проверки.

Николай: Спасибо за такой развернутый ответ Много нового узнал.

А есть ли на Медгряде или на пути к ней ещё места с историей, говорящей о какой-то "аномальности" и где хотелось бы запечатлеться? (7 ноября 2017 / 12:14:45)
Редакция сайта: Здравствуйте, Николай!

Рады, что Вы снова интересуетесь нашими публикациями.
Для Вас Юрий Чернышов подготовил целую статью в ответ на вопрос: http://localid.ru/medgr/94/
Возможно, так с Вашей помощью родится даже некий путеводитель (7 ноября 2017 / 12:41:07)
Николай: спасибо за ответ (13 ноября 2017 / 09:07:27)