«Карамыш». На грани аномалий

Автор - Юрий Чернышов

Карамыш – речка, протекающая в Волгоградской и Саратовской областях. Она полуокружностью – полуокружностью! – охватывает территорию, сердцевиной которой является так называемая Медведицкая гряда. Территория прослыла проявлением множества непонятных природных и эзотерических явлений и потому заслужившая, во многих своих местах, определение «аномальной». А речка Карамыш, - можно сказать, - это грань аномалий.

В двух километрах от речки находится железнодорожная станция, названная, как и речка, – Карамыш. Ещё километром далее расположено уникальное историческое селение Усть-Золиха, имеющее и историческое, немецкое название – Мессер.


Усть-Золиха

Туристы, направляющиеся на Медведицкую гряду автотранспортом со стороны Саратова и, - реже, - Волгограда, обязательно останавливаются у исторического объекта в Усть-Золихе – руинированной евангелической церкви. Памятнике готической архитектуры на территории бывшей Автономной Республики немцев Поволжья (НП АССР). 


Здесь туристы устраивают лёгкий завтрак, знакомятся и слушают короткий рассказ экскурсовода.


Перекус


Вид церкви сбоку


Вид внутрь церкви

Последний фрагмент цветного стекла

И не без удивления узнают, что находятся в том самом месте, где в 1814 году в семье лютеранского пастора немецкого поселения Мессер (таково немецкое название Усть-Золихи) родился будущий российский поэт Эдуард Иванович (Иоганович) Губер.


Э. Губер

Родился он в тот же год, что и другой русский поэт – Михаил Юрьевич Лермонтов.

История самой церкви -– третьей по счёту на этом месте (1767?, 1835, 1913 гг.) – отдельный рассказ, повествующий ещё об одной «аномалии» - историко-культурной.

Э. Губер - первый в России переводчик знаменитого произведения «Фауст» Гёте, друг А.С. Пушкина, написавший после кончины Пушкина стихотворение «На смерть Пушкина». И снова удивительное совпадение - название почти полностью сходно со стихотворением М. Лермонтова: «Смерть поэта (На смерть Пушкина)».

Но и на этом интереснейшая историческая фабула не заканчивается, а только начинается. Дело в том, что вдохновил Губера на поездку к Гёте и перевод «Фауста» великий европейский и русский просветитель, непостижимым образом сочетавший в своём мировоззрении материалистические и мистические взгляды, друг талантливейшего российского государственного деятеля и реформтора Сперанского, блестящий организатор масонства в России и в Саратовской губернии Игнац Аврелий Фесслер.


И. Фесслер

Он, Фесслер, в 1809 году был приглашен М.М. Сперанским в Россию, преподавать философию(!) в Санкт-Петербургской духовной академии (созданной на базе Александро-Невской лавры в С.-Петербурге). Духовная Академия в то время была совершенно уникальным заведением (см. Справку). Служил Фесслер и в комиссии составления законов. Занимая важное место в масонской иерархии, участвовал в обсуждении различных проектов по реорганизации русского масонства.

Спросите, как такое стало возможно? А благодаря всё тому же Михаилу Михайловичу, ранее прошедшему обучение в этой Академии, – гению российского государственного управления (см. Справку).

А в 1810 году и сам Сперанский вступил в масонскую ложу «Полярная звезда», основанную в 1809 году Игнацем Аврелием Фесслером, который и руководил ею.

Сохранилось свидетельство М. Л. Магницкого, который позднее писал: «Ложа сия, председательствуемая в тот день Сперанским, состояла из Фесслера, Тургенева, Уварова, Дерябина, Пезаровиуса, Злобина, Гогеншильда и Розенкампфа».

Чувствуете, какой вес имели члены ложи в российском обществе?

Злобин, упомянутый в этих воспоминаниях, это, видимо, Вольский купец Злобин, друг и финансист саратовского губернатора Панчулидзева. Позже, во время изгнания Фесслера в Саратовскую губернию, он организует в Вольске пансионат «Пропилеи», куда пригласит преподавателем Фесслера на весьма приличное по тем временам жалование.

Изгнание состоялось в 1811 году. Как вспоминал митрополит Филарет: «Фесслер изгнан после того, как подал конспект по древностям Восточной Церкви, где, между прочим, поместил выражение, что богослужение наше слагается из двух компонентов: лирического и драматического… Впоследствии, при постигшем Сперанского несчастии, <…> нашли у него тетрадь руки Фесслеровой, <…> где он доказывал, что Иисус Христос есть не более, как величайший философ».

За подобную ересь Фесслер и был изгнан из духовной Академии и направлен в Саратовскую губернию. Но и тут он остался верен себе и в 1815 году организовал в Саратове масонскую ложу. А в ложу вошли гвардейский капитан, друг Пушкина Каверин, сын Злобина, сын губернатора Панчулидзева и…Иоган Губер! В исторических документах ложа так и именуется - «Ложа Фесслера».

А в 1823 году, уже в должности суперинтенданта, перевёл Иогана Губера - пастора церкви в Мессере - пастором лютеранско-евангелической церкви в Саратове. Той самой, где в 1815 году было проведено первое собрание первой саратовской масонской ложи. Эдуарду Губеру тогда было всего 9 лет.

Церковь находилась на нынешней ул. Радищева. Позже на её месте была построена каменная церковь Св. Марии. Но эта церковь разделила судьбу церкви в Усть-Золихе. В 30-е годы в ней разместили кукольный театр, а в 1960-е годы она была разрушена (Рис. 9, 10, 11, 12).


Церковь Св. Марии


Церковь Св. Марии


Кукольный театр в церкви


Разрушение церкви - кукольного театра

От руинированного культурно-исторического объекта в Усть-Золихе хорошо виден золочёный купол построенной на территории ИТК уже в постсоветской время православной церкви.


Прямо-таки иллюстрация песен В.Высоцкого. Тут и «А ещё вином много тешились, / Разоряли дом, дрались, вешались» и «Купола в России кроют чистым золотом, / Чтобы чаще господь замечал».

В этом месте соседствуют совершенно несовместные с моральной точки зрения «памятники» российских общественных отношений: сама руинированная евангелическая церковь, закрытая в годы воинствующего атеизма, примыкающий к ней клуб – очаг, так сказать, «социалистической» культуры (Рис. 14,15) и, - по соседству, – исправительно-трудовая колония с производственными участками - местом подневольного труда.


Дом культуры


Сакральное место

Что и делает преддверие Медведицкой гряды, - Усть-Золиху, местом, с историко-культурной точки зрения, совершенно «аномальным».

Руинированная церковь находится в абсолютно бесхозном состоянии, постоянно разрушается и через несколько лет может просто исчезнуть. Так разве не стоит запечатлеться на том фоне, который пока ещё сохраняется как историческая ценность?

От этого горестного сакрального места туристы направляются к следующей остановке – у моста через речку Карамыш, за которым начинается непосредственно аномальная территория, ведущая к Медведицкой гряде. Да и сама речка является «аномалией», но уже в геологическом смысле.

На остановке у моста туристы услышат и сами наглядно убедятся в существовании одного из самых аномальных, можно сказать, - «невероятных» явлений на Медведицкой гряде, – речке, «текущей вспять».

И узнают, как такое возможно.

Об этом – следующий рассказ



Справочно: Александро-Невская семинария

В Александро-Невскую семинарию направлялись лучшие слушатели провинциальных семинарий со всей России. В их число удостоился чести попасть и Михаил Михайлович Сперанский, по направлению прибывший в столицу. В обновлённой Александро-Невской семинарии главный упор (помимо собственно богословских дисциплин) был сделан на высшую математику, опытную физику, «новую» философию (включая творчество «богоборцев» Вольтера и Дидро) и на французский язык (международное средство общения интеллектуалов того времени). Во всех этих дисциплинах Сперанский быстро сделал блестящие успехи. Свободно овладев французским, он увлёкся просветительской философией, что наложило несмываемый отпечаток на него в будущем. Чрезвычайно интенсивный характер обучения в «главной семинарии» вместе с суровым монашеским воспитанием воздействовали на семинаристов в сторону выработки у них способности к продолжительным и напряжённым умственным занятиям. Постоянные упражнения в написании сочинений развивали навыки строгого, логичного письма. Выдающийся ум и независимость суждений проявляются в ученических проповедях Сперанского.

А суждения М.М. Сперанского были таковы, что они актуальны в отношении российской действительности и сегодня. Вот одно их них:

«Я бы желал, чтоб кто-нибудь показал различие между зависимостью крестьян от помещиков и дворян от государя; чтоб кто-нибудь открыл, не все ли то право имеет государь на помещиков, какое имеют помещики на крестьян своих.

Итак, вместо всех пышных разделений свободного народа русского на свободнейшие классы дворянства, купечества и проч. я нахожу в России два состояния: рабы государевы и рабы помещичьи. Первые называются свободными только в отношении ко вторым, действительно же свободных людей в России нет, кроме нищих и философов».

Обратим внимание на знакомство Сперанского с трудами Вольтера и Дидро. Особенно – Дидро, масона и одного из идеологов создания на территории Поволжья колоний «свободных» землепашцев, их становления и культурного влияния, тем самым, на развитие России.

Селение Мессер - Усть-Золиха (основана в 1766 г.) с прилегающими землями была одной из таких колоний! А истории колонизации Поволжья - от замысла до воплощения – посвящена статья автора: «Колонизация Поволжья – масонский проект?» (ежемесячник «Саратов», № 5, сент.-от. 2003 г.).

Комментарии

Новые комментарии будут ожидать проверки.