события

По следам экскурсии "Храмовая архитектура и история Саратовского Прихопёрья"

Автор - Юрий Чернышов

Я виноват перед своими читателями. Не выложил своевременно материал по интереснейшей экскурсии - "Храмовая архитектура и история Саратовского Прихопёрья", организованной "Саратовской фототропой" и в которой я был гидом-экскурсоводом. Надо восполнить и этот пробел.

Зубрилово – село в Тамалинском районе Пензенской области, граничащим с Ртищевским районом Саратовской области. Здесь находится жемчужина храмовой архитектуры, памятник культуры и истории Федерального значения - действующая церковь Михаила Архистратига, расположенная в ныне руинированной усадьбе князей Голицыных.

Некогда район входил в состав Саратовской губернии, и потому этот культовый объект одинаково близок как жителям Пензенской области, так и саратовцам.

Хотя путь от Саратова до Зубрилово не близкий - 4 с половиной часа на туристическом автобусе, взыскательный и невероятно любопытный саратовский турист ежегодно по нескольку раз посещает Зубрилово. При этом в одном туре совмещает посещение Зубрилово с некоторыми другими объектами православной культовой архитектуры саратовского Прихопёрья, здесь весьма разнообразной.

Программа тура из Саратова в таком случае выглядит так:

7.00. Отправление из центра Саратова. Досматриваем сны в комфортабельном микроавтобусе, начинаем разговор о культовой православной архитектуре саратовского Прихопёрья.


7.00 – 09.30. Переезд Саратов – с. Переезд (такая вот тавтология)

09.30 - 10.00. Село Переезд (Екатериненский район). Знакомство с храмом Михаила Архангела. Храм является одним из самых ярких примеров культового православного зодчества на территории Саратовской области. Рассказ об истории Храма. Исполнен Храм, как утверждают многие источники, в «византийском стиле». Впрочем, другие источники утверждают, что единственным храмом, исполненным в этом стиле, является Свято-Благовещенский собор в г. Харьков. Если это так, то храм в Переезде – второе известное сооружение в этом стиле.

10.00 – 11.30 - Переезд в с. Чиганак .

11.30 – 12.00 – Осмотр церкви в с. Чиганак.

Чиганак – место, где во всём своём разнообразии проявляется философия руинированности. Говорят, что храм в Чиганаке очень похож на тот, что в Новохопёрске. Да и все храмы в Прихопёрье - типичная «прихопёрская» церковная архитектура: приземистая, без архитектурных изысков, будто укореняющаяся в прихопёрскую землю. Храм в Переезде и Зубриловский Храм - он у нас впереди - на этом фоне - редчайшие исключение.

Храм в Чиганаке - место, где тянет пофилософствовать. Тому способствует и рядом расположенный клуб-библиотека, и телефон в красной скорлупе, установленный у клуба, что расположен рядом с церковью, и название улицы, – имени первого космонавта Ю. Гагарина. Здесь всё это располагается в немыслимой гармонии или, наоборот, - в кричащей дисгармонии.

И для людей размышляющих эта дисгармония совершенно созвучна жизни современной России. Только что это: специфика модернизирующейся России, или символ неискоренимого российского консерватизма?

Храм не раз уже показан на фото и описан. Он утратил колокольню, но на его стенах сохранилась роспись. В 2009 году Храм отметил своё 200-летие. Признан историко-культурным наследием Саратовской области, подлежит восстановлению.

Самым удачным для участников экспедиции может стать то, что клуб будет открыт, и удастся пообщаться с его хозяйками – завклубом и библиотекарем, то есть, ведающими всем, что составляет культурный фон сегодняшнего села, бывшего некогда огромнейшим селом и центром нескольких волостей, а также станицей прихопёрского казачества. И сейчас при клубе действует ансамбль стариной казачьей песни.

12.00 – 13.00 Переезд в с. Зубрилово.

13.00 - 16.30 Осмотр усадьбы Голицыных в с. Зубрилово и церкви Михаила Архистратига. Посещение церкви и знакомство с росписями стен, носящих характер масонской символики, а также, возможно, с демонстрацией «чудесного» появления «шаров праны» (в случае работы церкви). Рассказ о других «чудесах» и особенности культовой архитектуры и «таинств» церкви, Посещение памятного места И.А. Крылова.


16.30- - 18.00 Пикник на берегу Хопра.

18.00 – 22.30 Возвращение в Саратов. Делимся впечатлениями, предвкушаем разбор фото и осмысление легенд. Радуемся жизни и думаем о вечном.

Это расписание в данной поездке пришлось сильно скорректировать в силу короткого светового дня поздней осени, а также из-за договорённости с о. Николаем - священником церкви в Зубрилово - встретить туристов, но, желательно, до 12 часов дня. Дело в том, что живёт о.Николай в райцентре Тамала, километрах в 25 от Зубрилово, и на его попечении находится несколько окрестных приходов, которые он должен будет посетить в этот субботний день. По этой причине экскурсию решено было начать с Зубрилово, а дальше - как позволят время, погода, дорожные условия и «непредвиденные обстоятельства». Все допущения оказались как «сон в руку» - их всех в эту поездку выдалось изрядно. Кроме времени.

К счастью, главная цель – Зубрилово - оказалась достигнутой. Туристов встретил о. Николай и сам провёл экскурсию по церкви. А затем был осмотр руинированного дворца, колокольни, стоящей далеко от церкви, пирамидальной часовни – места кончины княгини, памятного места пребывания И. А. Крылова.





Завершением экскурсии по усадьбе стало непременное знакомство участников с перекусом бутербродами и чаем из термосов. Прошло оно рядом с микроавтобусом на фоне главной достопримечательности экскурсии – Храма. Впрочем, прекрасные фото, сделанные экскурсантами, впечатляют больше слов и говорят о том, что для кого как, а для подлинных любителей истории «у природы нет плохой погоды».

Что касается погоды, она - то заманивала успокоением, то начинала бесновато кидаться снегом в лобовое стекло микроавтобуса, залепляя его так, что при возвращении из Зубрилово - перед Чиганаком, - из-за плохой видимости не сориентировались относительно нужного поворота и пришлось возвращаться назад.


Дорожные условия оказались, как водится, весьма «российскими». Уже на подъезде к Зубрилово – на грейдерном участке - они «погрозили пальчиком», а в Чиганаке перешли в «непредвиденные обстоятельства» и просто не пустили транспортное средство дальше окраины села. Здесь кто-то из мудрых властей предержащих определил место для автобусной остановки, а, следовательно, и конец асфальта. То есть, у села асфальтовое покрытие закончилось, и дорога к Храму по селу утопла в грязи, как во времена нашествия Мамая или Батыя. Но современные «мамаи» и батыи» не остановили упорных саратовских туристов, и они исполнили своё высокое намерение – приобщиться к историческим истокам. Увы! Все эти причины, плюс обед с заездом в Аткарск, отняли светлое время короткого дня, и Храм в Переезде пришлось осматривать в свете автобусных фар.

Впрочем, такой колорит, возможно, делает экскурсию ещё более памятной. Чем и приходится утешаться. 

Целина нашей жизни

Автор - Юрий Чернышов

Что наша жизнь? Не целина ль поднятая?

А может только залежей пласты?

 

Теперь становятся привычными фестивали на открытых пространствах. Среди них особенно привлекательны мероприятия с познавательной основой – исторические, этнографические и их разновидности. Чаще всего они проходят в больших городах или вблизи них. Что и понятно. В городе легче наполнить такие мероприятия количеством участников и коллективов, готовых принять в них участие, и обеспечить тематическое разнообразие. Да и ресурсы в городе – не сравнить с сельскими. Там – иное дело. И со свободным временем проблемы, и энтузиастов отыскать – труднее даже днём с огнём, и с материально-финансовым обеспечением не густо.

Но главное – нелегко найти «изюминку», сердцевину такого фестиваля. «Изюминку», которая делает местность, фестиваль проводящую, особенной. Или, говоря более научно, – определяющую «особость» территории, её идентичность. В науке так оно и называется: «локальная идентичность».

Есть территории, где за этим далеко ходить не надо. Есть и другие. Где идентичность не заметна, пока не приглядишься. А есть и третьи – где идентичность только зарождается. Где только-только появляются, как всходы весной, признаки идентичности. Их ещё разглядеть надо! Может они, признаки, и существовали когда-то ранее, да ныне подзабыты, завалены пластами нелёгкой истории, залежались там. А залежная идентичность – как залежная земля. Возрождать её – что целину поднимать. Неслучайно в знаменитом Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 2 марта 1954 года говорилось «Об освоении целинных и залежных земель», то есть о необходимости поднять как те, так и другие. Говорилось, как о равнозначных по трудности освоения.

Известное со школьных лет название книги М. Шолохова «Поднятая целина» со временем стало символом не только прямого, «пахотного» действия. «Поднять целину» – эти слова часто говорят и тогда, когда хотят подчеркнуть, что предстоящее дело – новое, трудное, неизведанное.

Да что там книга! Чуть-чуть воображения, чуть-чуть дальновидения – и вот уже видится вся Россия, как непрерывно поднимаемая то целина, то залежь!

1917 год. Октябрьская революция. Что это? Да это же целина первозданная – осмысление нового строя! Формирование нового мышления, новых надежд, нового образа жизни! 1930-е годы… Голод в Поволжье, да и не только в нём. Коллективизация. Снова – целина. Целина и буквально поднимаемая, и целина духовная. В душах вчерашних единоличников… 1945 и далее – послевоенные годы. Подъём разрушенного народного хозяйства. Дел – невпроворот. Дел – «непаханая целина». И прорва «залежей» – недоделанных из-за войны, заброшенных дел. А следом – реальная целина – 1954 и последующие годы. Опять – целина, опять «залежи». Да что же это за слова то такие – «поднятая целина», почему проявляются они в каждый значимый период нашей жизни?

А это не просто слова – это вся наша жизнь. Такая вот она – то залежь, а то и целина. То поднимаем целину неизведанных благ, то перепахиваем залежи несбывшихся мечтаний. Потому то и стала «поднятая целина» настоящей философией российской жизни!

Эта аналогия напрашивается каждый раз, когда где-то в глубинке, как принято говорить, вдруг обнаруживается стремление к чему-то новому. Не стремление как подражание «городскому», а с опорой на нечто своё, от земли идущее, и только этой земле присущее. Так «глубинка» каждый раз поднимает свою целину, перепахивает свою «залежь»!

Перепахивает таким образом, чтобы своё поле не только стало новым, но чтобы и в привычных, и в привлекательных формах отразило особость, значимость, красоту своей земли.

Отразило со всеми акцентами. Этнографическими, культурно – историческими и любыми возможными. И вот оно – пожалуйста! Глядь, – и зарождается что-то новое и своё! Хотите – назовите её «локальная идентичность». И уже не спутаешь её ни с какой другой территорией, тем более, если та – сама по себе локальная идентичность. Идентичности – как наряды у женщин, – их не спутаешь. А фестивали – одна из лучших возможностей показать своеобразие родной территории.

 

Всё сказанное сложилось под влиянием историко-этнографического фестиваля «Большой Караман», прошедшего пусть в не очень далёкой, но, как принято считать, – глубинке земли Саратовской. В её степном Заволжье (вот уже и идентичность, вот уже и ни с чем не спутаешь, и вот уже особая история). Тут даже место состоявшегося фестиваля – «говорящее», нет, – кричащее об особости, – степное!

На его-то окраине и состоялся 16-го сентября первый, видимо, сельский историко-этнографический фестиваль. Здесь, опять-таки, возможно впервые, прозвучала тема целинных и залежных земель. Ведь Саратовское Заволжье было, согласно знаменитому Постановлению, «передовым краем», границей освоения целинных и залежных земель в стране. Их, на этом переднем крае в Саратовском Заволжье было фактически семь. И один из них – вот этот – Советский район с райцентром Степное.

Здесь освоение целинных и залежных земель – эпопея страны и земли Саратовской, – не оказалась забытой. Честь людям этого района и низкий поклон от ветеранов Великой эпопеи и их потомков!

 

А теперь, – о самом событии. Оно, названное «Этнокультурный исторический фестиваль «Большой Караман», состоялось 16 сентября 2017 года в Советском районе Саратовской области на окраине райцентра. Организаторами фестиваля выступили местная организация ВОИ и администрация муниципального района. Цель проекта, как она изначально провозглашалась, – организация и проведение фестиваля для пожилых людей и инвалидов, их активное вовлечение в сохранение и популяризацию исторического и культурного наследия народов Саратовского Заволжья на основе межпоколенческого партнёрства. Разумеется, поднять такое дело было бы невозможно без большой организационной работы, которую взяли на себя члены добровольческого движения «Доброцентр» и добровольцы прихода местного храма.

Проект стал победителем всероссийского конкурса социальных проектов «Активное поколение». Он стартовал при финансовой поддержке Пензенского благотворительного фонда «Гражданский союз» на средства, предоставленные Благотворительным фондом Елены и Геннадия Тимченко. В Фестивале приняло участие большое число молодых людей и даже очень юных дарований!




Местом проведения Фестиваля стал берег реки Большой Караман на окраине райцентра, рядом с древней стоянкой сарматов. Здесь собралось несколько сотен местных жителей и гостей.


В Фестивале принял участие глава местной администрации Сергей Владимирович Пименов. Как водится, произносили речи, вручали награды и подарки. От имени Комитета по общественным отношениям и межнациональной политике правительства области участников приветствовал заместитель председателя Комитета Конусов Д.Е.

С большой приветственной, даже программной речью к участникам обратилась руководитель литературно-исторического проекта «Книга Трудовой Славы Саратовской области. Агропромышленный комплекс» Вероника Ткачёва.

На Фестивале была показана научно-популярная презентация этнографии и истории народов Заволжья и истории православия. Для этого были организованы экспозиция исторических артефактов, выставка народного этнического декоративно-прикладного творчества, исторические реконструкции. Её курировал, как ни удивительно это звучит, научный руководитель проекта протоиерей Алексий Каширин, настоятель храма во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона. Сам же протоиерей выступил в роли гида в отдельном павильоне, где экспонатами стали редкие образцы церковной утвари и уникальная древняя церковная книга. 


В музыкальной программе Фестиваля приняли участие около 20 фольклорных коллективов, среди которых два замечательных детских коллектива: танцевальная группа детского сада и великолепный детский ансамбль ударных инструментов «Пересвет».






И, – снова, – возможно впервые в Фестивалях подобного рода была показана экспозиция, посвящённая освоению целинных и залежных земель в которой принимал участие и Советский район. Экспозицию организовала сотрудница Центральной библиотеки района Ирина Александровна Фадеева. И экспозиция очень гармонично вписалась в общую тональность Фестиваля. Ведь и сам Историко-этнографический Фестиваль – это «Поднятая Целина» районной культурной жизни!




Экспозиция об участии района в целинной эпопее страны не осталась незамеченной и привлекла многих гостей Фестиваля. С большим вниманием с ней ознакомились и глава района Сергей Пименов, и протоиерей Алексей Каширин.

Ещё во время своего приветственного выступления руководитель проекта «Книга Трудовой Славы Саратовской области. Агропромышленный комплекс» Вероника Ткачёва передала Главе администрации саму книгу, значительная часть которой посвящена первоцелинникам, и презентация которой состоялась в июне этого года в музее Боевой и Трудовой Славы. В своём выступлении Ткачева также напомнила, что в начале 2019 года страна будет отмечать 65-летие освоения целинных и залежных земель. Пора бы и начать подготовку к юбилейной дате.


Ведь изданием только Книги работа по восстановлению исторической памяти не заканчивается. Наряду с продолжением Книги создаётся интерактивный патриотический сайт, посвящённый освоению саратовской Целины. Целины в самом широком смысле этого слова. Сайт намерен привлечь к сотрудничеству потомков целинников и всех тех, кто готов размещать исторические документы, фото-, видеоматериалы и другую информацию о своих родственниках – ветеранах АПК, покорителях целинных земель. Сайт призван стать важным инструментом сбора и распространения знаний о целинниках и идеи пропаганды трудового подвига наших земляков.



В. Ткачева обратилась к организаторам Фестиваля: «Мы охотно занимаемся реконструкцией исторических событий далекой истории и словно бы пренебрегаем славным периодом недавней истории – имею в виду целинную эпопею, – сказала она. – Между тем эта эпоха обладает неоценимым и недооцененным потенциалом воспитания гражданственности и патриотизма на примерах силы духа первоцелинников. Эту тему надо возвращать в нашу жизнь наряду с датой полета в космос первого человека, в том числе и путем включения на Фестивале в раздел реконструкции исторических событий целинной темы. Что будет способствовать и гармонизации межнациональных отношений, – ведь целину покоряли люди разных национальностей».



По мнению В.Ткачёвой, эта тема могла бы быть «материализована» по примеру того, как это сделала Общественная организация казахов района – «Палаткой первоцелинника», с размещением в ней копии Указа о награждении Саратовской области Орденом Ленина, экспонатов, характеризующих быт первоцелинников, копий музейных и архивных документов и других экспонатов. В русле этой темы мог бы быть и Фестиваль песен о Целине или хотя бы включение в концертную программу Историко-этнографических фестивалей целинных песен с посвящением их нашим героическим землякам. В.Ткачёва поблагодарила организаторов фестиваля «Большой Караман» за сохранение памяти о целинной эпопее и создание Центральной библиотекой района экспозиции, посвященной целинникам Советского района.

И, конечно, такой Фестиваль был бы просто невозможен, если бы не энтузиазм, не величайшая любовь к родному краю, его истории, его людям председателя местной организации ВОИ Верховой Марины Анатольевны и её сподвижников.

В Москве состоялась презентация очерков Ю. Чернышова о Медведицкой гряде

В феврале в Москве состоялась закрытая презентация Очерков Ю. Чернышова, посвящённая МИФОЛОГИИ аномальной территории Медведицкая гряда (Волгоградская обл.). Были презентованы изданные ранее в виде брошюр Очерки: «Мифология и геоморфология аномальной территории», «Космические находки и артефакты Медведицкой гряды», «Загадки Медведицкой гряды и тайна Миллеровской железной дороги», а также Очерк 4, Часть 1 «Охота за шаровыми молниями», ещё находящийся в печати. 


Для "закрытости" были основания. Очерки аналитически и критически оценивают мифологию редких природных явлений, случающихся на геоморфологически сложной территории, распространение мифов об НЛО, якобы постоянно посещающих её, о неких "туннелях", также якобы протянувшихся под ней на десятки километров, "одушевлённых" шаровых молниях и других мифах Медведицкой гряды, не имеющих под собой научного обоснования.


Презентация продолжалась 3 часа под видеозапись. Основная часть презентации, возможно, будет представлена на нашем сайте.

Если подобная видео-презентация вызывает у вас потенциальный интерес, просим не стесняться и оставить отклик в комментариях – это значительно повысит вероятность появления нашего видео в сети.

Столетие заповедной системы России

Источник: ecamir.ru

В 2017 году Россия вместе с годом Экологии будет отмечать 100-летие принятия Правительствующим сенатом Российской империи Указа об учреждении на Байкале первого в стране государственного заповедника – Баргузинского. С этой даты - 29 декабря 1916 года (или 11 января по новому стилю) начала формироваться сеть отечественных заповедных мест. алтайский-заповедник год-оопт эка2

К сожалению, подход людей к дарам природы не во все времена отличался высокими принципами. Жизнедеятельность на впервые освоенных территориях подчинялась лишь одному правилу – больше выгоды, выше доходы здесь и сейчас любой ценой. Повышение уровня эко-сознательности россиян – это столетняя кропотливая работа, достигшая определенных успехов. 100 лет работы заповедной системы России - это создание десятков тысяч уголков страны с сохраненными в первозданном виде экосистемами и естественным ходом жизни зверей и растений.

Сегодня в нашей стране создано свыше 13 тысяч особо охраняемых природных территорий (ООПТ) регионального и федерального уровней. Согласно государственному докладу “О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2015 году”, в нашей стране существуют 295 ООПТ федерального значения. Их общая площадь составляет более 60,2 млн га. Цифра, на первый взгляд, впечатляющая, однако, это составляет всего 2,88% от всей территории России, хотя в 36 странах мира эта доля превышает 10%. В роли абсолютных рекордсменов среди них выступают Эквадор (45 % всей территории страны), Дания (32% ), Норвегия (31% ), Австрия (28% ), Германия (27% ) и Новая Зеландия (24% ).

Есть опасные тенденции сокращения в нашей стране даже такой небольшой территории заповедных мест. Так, в середине прошлого года Госдума РФ во втором чтении приняла критически важные поправки к закону об особо охраняемых природных территориях, которые позволяют уменьшать площадь заповедников, выделяя в их границах биосферные полигоны, где разрешается застройка (строительство гостиниц, горнолыжных курортов, прокладка дорог и т.д., а значит риск уничтожения наиболее ценных экосистем и природных объектов).

А ведь не стоит забывать, что формирование в стране особо охраняемых природных территорий является традиционной и эффективной формой сохранения биологического и ландшафтного разнообразия.

Только представьте, что для сохранения дикой и уникальной природы в нашей стране понадобилось создавать отдельные резервации для животных и растений и защищать их от самих людей! И уже сто лет мы охраняем диких зверей на отдельных территориях, чтобы они выжили и дали потомство.

Одна из величайших книг ХХ века, написанная Габриэлем Гарсиа Маркесом, называется «Сто лет одиночества». Сто лет животные вынуждены жить в специально отведенных местах вдали от человека. Эти места первозданны, а их обитатели – самые уникальные на свете. Мы подобрали информацию о самых красивых и значимых заповедниках в нашей стране. Они перед вами. Давайте вместе подумаем – как нам преодолеть взаимную отчужденность и одиночество?

Баргузинский государственный природный биосферный заповедник

алтайский-заповедник год-оопт эка
11 января 1917 года на северо-восточном берегу самого уникального озера на Земле – Байкале – был образован первый заповедник в Российской Империи. Поводом для значимого события послужило истребление Баргузинского соболя, чья шубка всегда ценилась на вес золота. На всей территории будущего биосферного заповедника осталось всего 30 особей отличавшегося ценным мехом зверька. 
Со своей первоначальной задачей восстановления популяции пушного зверя заповедник справился еще к середине 30-х годов ХХ века. Но теперь территория всего Баргузинского заповедника сохраняет в первозданной чистоте весь природный комплекс Байкальской природы, за что ему был присвоен статус «биосферный».
http://zapovednoe-podlemorye.ru/

Астраханский государственный природный биосферный заповедник

История создания этого заповедника не менее драматична, если не и даже трагична. Постоянно увеличивающаяся численность населения в XIX – начале XX веков по мере обживания в низовье Волги наносила всё возрастающий урон природе. Так, простой люд, охотники, и промышленники, движимые рассказами о чудесах рыбодобычи в волжских водах, стекался на территорию в поисках пропитания и наживы. Лебедь-шипун астраханский-заповедник эка
Повсеместный хищнический лов, неограниченный выпас скота, уничтожение тростника, а также охота сокращали численность видов рыб и животных, заселяющих этот край. Сокращение популяции птиц было вызвано безжалостной модой на перья и птичьи шкурки; высокие цены на них полностью истребили несколько видов пернатых. Все это спровоцировало первую попытку контролировать и запрещать вышеперечисленную деятельность в выделенной полосе дельты Волги уже в 1865 году.

11 апреля 1919 года решением Ученой комиссии был учрежден Астраханский природный заповедник – первая на территории Советской России организация, направленная на охрану природы и рационализацию природопользования. С 1984 года заповедник входит в список биосферных резерватов.
http://astrakhanzapoved.ru/

Государственный природный заповедник России "Остров Врангеля"


Заповедник Остров врангеляОткрытому только в 20-х годах прошлого века острову, уже к 1937 году потребовалась природоохранная помощь – и опять не обошлось без человека. Заметив стремительное сокращение популяции песца второй начальник поселения своим указом запретил в северной части острова промысел пушного зверя. 
Затем, в 1968 году, на острове основали заказник для арктических животных – моржей (чьи лежбища в заповеднике Острова Врангеля начали охранять еще в 1953 году), белых медведей, черной казарки, белого гуся, морских птиц. 
В 1976 году постановлением Совета министров РСФСР был организован первый природный арктический заповедник России. 
http://www.ostrovwrangelya.org/

Кавказский государственный биосферный заповедник

С самого года основания – 1919 – не имея аналогов во всей России, Кавказский заповедник является местом, сохраняющим на своей территории уникальное биоразнообразие. Только млекопитающих здесь обитает 89 видов и 248 видов птиц.кавкахский-заповедник год-оопт эка

Располагаясь на склонах Западного Кавказа, он проходит через горы, достигающие отметки 5000 метров – Казбек и Эльбрус. В буквальном смысле первозданная природа этих мест обеспечивает возможность комфортно жить турам, сокращение популяции которых началось еще в конце XIX века. Также девственная природа мест позволила успешно интродуцировать в местную фауну зубробизонов, заменяющих зубров, истребленных на Кавказе еще в 1927 году.

Кавказский заповедник, имея эталонное международное значение, с 1999 года является признанным объектом Всемирного природного наследия ЮНЕСКО, получив статус биосферного резервата еще в 1979 году.
http://kgpbz.ru/

 



Календарь "Дома со львом" поступил в продажу в Саратове

В Саратове появился в продаже календарь, который не просто может закрывать дырку в стене и целый год показывать вам дату, но и будет рассказывать истории - истории "Дома со львом".

Как сообщается в группе календаря ВКонтакте:

Вручая его, вы сможете рассказать о том, как в хвалынских степях студенты-фольклористы нашли маленький домик с уникальными росписями; как потом его чуть не раскатали на баню; как он был спасен и преобразован в музей; как музей стал известен на всю страну, а рядом появился культурный центр для местных детишек; как краудфандингом на «Планете.Ру» собрали средства для выпуска календаря; а вот теперь его можно купить, а вырученные деньги пойдут на работу сельского культурного центра – чтобы там был свет и интернет, и дети приходили общаться и читать книжки.

Кстати, календарь прекрасно издан – это 12 плотных страниц формата А3+, вылетевших из московской типографии под заботливым контролем издательства «Три квадрата» (календарь уже успели презентовать на крупнейшей книжной ярмарке «Non-fiction»).


Если вы дочитали до этого места, то у вас остался единственный вопрос – где можно в Саратове купить этот чудо-календарь. Сдаем вам все адреса и пароли:

здание «Пионера», вход справа от здания. 

2. Кофейня Coffee 3, ул. Некрасова, 34/2. 

3. Сидрерия «Тут пьют сидр», ул. Первомайская, 68. 


Дополнительный бонус! Если вы решите в этом году съездить в «Дом со львом», то проект «Саратовская фототропа/Маршрут выходного дня» предоставит вам скидку на поездку в размере стоимости календаря! Чтобы ее получить – фотографируйтесь с купленным календарем и выкладывайте в группе ВКонтакте.

Календарь "Дома со львом" можно купить в Саратове

В Саратове появился в продаже календарь, который не просто может закрывать дырку в стене и целый год показывать вам дату, но и будет рассказывать истории - истории "Дома со львом".


Как сообщается в группе календаря ВКонтакте:

Вручая его, вы сможете рассказать о том, как в хвалынских степях студенты-фольклористы нашли маленький домик с уникальными росписями; как потом его чуть не раскатали на баню; как он был спасен и преобразован в музей; как музей стал известен на всю страну, а рядом появился культурный центр для местных детишек; как краудфандингом на «Планете.Ру» собрали средства для выпуска календаря; а вот теперь его можно купить, а вырученные деньги пойдут на работу сельского культурного центра – чтобы там был свет и интернет, и дети приходили общаться и читать книжки.

Кстати, календарь прекрасно издан – это 12 плотных страниц формата А3+, вылетевших из московской типографии под заботливым контролем издательства «Три квадрата» (календарь уже успели презентовать на крупнейшей книжной ярмарке «Non-fiction»).

Если вы дочитали до этого места, то у вас остался единственный вопрос – где можно в Саратове купить этот чудо-календарь. Сдаем вам все адреса и пароли:

1. Дневной клуб (тайм-кафе) «Дружба». Проспект Кирова, 11. здание «Пионера», вход справа от здания. 

2. Кофейня Coffee 3, ул. Некрасова, 34/2. 

3. Сидрерия «Тут пьют сидр», ул. Первомайская, 68. 

Дополнительный бонус! Если вы решите в этом году съездить в «Дом со львом», то проект «Саратовская фототропа/Маршрут выходного дня» предоставит вам скидку на поездку в размере стоимости календаря! Чтобы ее получить – фотографируйтесь с купленным календарем и выкладывайте в группе ВКонтакте.

Вышел из печати третий Очерк «Загадки Медведицкой гряды и тайна Миллеровской железной дороги»

Вышел из печати третий очерк «Загадки Медведицкой гряды и тайна Миллеровской железной дороги» из серии «Медведицкая гряда. Тридцать лет спустя» Ю. Чернышова.

Очерк стирает «белое пятно» – многолетнюю, но малоизвестную историю от замысла до завершения – строительства и прекращения его загадочной железной дороги Саратов-Миллерово.

Впервые показана преемственность знаменитой рокады Саратов-Сталинград, построенной в 1942 году, и участка Миллеровской железной дороги.

Символически оформлена обложка очерка. Она перекликается с эзотерическими мифами о непостроенной дороге, имеющими и сейчас хождение среди краеведов. Мифами о том, что над построенными, но не соединёнными с трассой водопропускниками железной дороги, иногда пролетает виртуальный поезд.

И только мудрый барсук, – хозяин некоторых её участков, – поглядывая из подземелья, знает, так ли это?


Очерк издан в виде брошюры объёмом в 60 страниц, – большим, чем каждый из двух предыдущих. Он содержит 37 иллюстраций. Из них – 26 цветных, размещённых на 12 страницах. 

Деградация и зарождение традиций. Небеспристрастные заметки о двух массовках

Автор - Юрий ЧЕРНЫШОВ


«Только что вернулся с Фестиваля искусств СОЛНЦЕВОРОТ 2016 Саратов-Тополёвка. Программу Фестиваля можно увидеть здесь. Приступаю к обработке. Прошу писать и жаловать!» 

Это я записал 10 июля, едва добравшись до компьютера, на своей странице ВКонтакте. И почти сразу получил первый комментарий, сильно меня озадачивший: «Судя по программе, какой-то сектантский фестиваль с элементами оккультизма».

Комментировал знакомый мне учёный из Иркутска, исследователь полтергейста Никита Томин. Ответ на короткое замечание или реплику, как правило, бывает столь же коротким лишь тогда, когда он заключается в «да» или «нет», а также «пошёл бы ты по известному адресу».

Но ни один из вариантов ничего не объяснил бы по существу и потому не был бы ответом. Тем более, что комментировал мой коллега по «Космопоиску», - Общественной организации довольно широко известной в стране, да и за рубежом. Какое-то время мы оба участвовали в мероприятиях этой организации, находясь на разных концах страны. И подумалось, что его реплика, как и мой ответ, могут быть важны и для других членов «Космопоиска», да и обществу должно быть не безразлично, что рождается в недрах общества. Чтобы не повториться состоянию, о котором сказал в своё время поэт: «Мы живём, под собою не чуя страны!».

Мне хорошо памятен так называемый «Первый Всероссийский полевой Съезд уфологов», прошедший месяц назад, 11 июня, у наших саратовских соседей – волгоградцев. Мероприятие прошло при поддержке администрации Жирновского района Волгоградской области. Его главным инициатором объявлен Вадим Чернобров, лидер известной многим тысячам людей общественной организации, полное название которой Общероссийское Научно-Исследовательское Общественное Объединение «Космопоиск».

Возможно, когда-то деятельность этой организации соответствовала её названию. Но то, что можно было увидеть и услышать во время проведения так называемого «Съезда уфологов», убедило меня в том, что научно-исследовательское направление деятельности той группы, что представляла на Съезде «Космопоиск», является лишь прикрытием для самой настоящей эзотерической секты, пользующейся, при этом, покровительством администрации района.

На обеих массовках было, что подтверждают фото, 200-300 человек. Администрация оценила число участников Съезда «уфологов» поголовно – в 431 человек. Численность «уфологов» главный Гуру» Вадим Чернобров оценил в 1100 человек. Что следует считать пропагандистским хвастовством и только. Тем более, что собственно «уфологами» можно условно назвать лишь с десяток адептов самого Гуру.


Автостоянка на Солнцевороте


Участники «Съезда «уфологов»

Близки и «географии» массовок. На обеих были участники из других городов вплоть до Москвы и С.-Петербурга.

Обе массовки проводились в поле, но это, пожалуй, единственное, что было у них схожим.

Разные были цели у этих массовых мероприятий, разные и программы. И отношение властей к мероприятиям было различным. Там оно проходило под эгидой районной администрации Жирновского района на государственных землях, здесь – администрация лишь согласовывала мероприятие и, по мере усердия, создавало препоны проведению его на… частных угодьях владельца-благотворителя Анатолия Васильевича Ларюшина. Организатором же выступил Всеволод Хаценко - советник Общественной палаты Саратовской области. И, по его признанию, пришлось поконфликтовать. Е3).


Организатор и благотворители

Словом, есть что сравнивать.

Подробно моё отношение к жирновскому «Съезду» мной описано в заметке "Эзотерический шоу-съезд областного масштаба". Как я ни старался быть при этом бесстрастным, не удалось удержаться от нелестных оценок. На саратовском мероприятии мне тоже не всё пришлось по вкусу. Например, сценическая постановка на религиозную тему. Хотя антураж был роскошен и, видимо, соответствовал замыслу.


Сценическая постановка

Но, увы, перед глазами стояла "Божественная комедия" Данте. Также, мне показалось, что, пожалуй, слишком много было занятий (мастер классов) по йоге - самых разных видов и направлений. Но все они были оздоровительного направления, у каждого мастер класса находились свои «ученики», - значит, ни один из классов не был лишним!

И в каждом мастер классе, как и вообще на Фестивале, господствовал принцип: «Неважно, сколько слушателей или участников, важно, что это кому-то необходимо!». И если слушателей было всего несколько, «учителя», (выступающие, лекторы) обязательно проводили свои запланированные классы. И никто не подвергался остракизму, в отличие от сравнимого «Съезда «уфологов» (не к ночи, будь, он помянут!). Здесь царил полный плюрализм, и эзотерические беседы об астрологии мирно соседствовали с вполне материалистическими, можно сказать – образовательными, – лекциями-беседами о загадках той же Медведицкой гряды, на которой прошёл «Съезд уфологов». 





Лекции, беседы, уроки

Что, кстати, позже отметила и публикация в саратовском журнале «Общественное мнение»: «Особое место в ходе мероприятия заняла образовательная программа – это лекции по семейной психологии, астрологии, краеведению (в том числе лекция «Исторические и природные загадки Земли Саратовской» от журналиста, писателя, краеведа, участника многочисленных исследовательских экспедиций Юрия Чернышова)».

Ещё для сравнения. На «Съезде уфологов» под водительством Гуру Черноброва не позвучало ни одного дельного сообщения, не говоря уже о докладе или лекции материалистического содержания или излагающего иные взгляды на аномалии, чем «чернобровские». Такие мысли были просто под негласным запретом! Свирепствовала настоящая "лысенковщина" и процветало то, что можно вполне назвать цензурой! См на сайте - прямая ссылка.

Не говоря уже о том, что на Съезде не было проведено ни одного мастер класса, хотя бы, например, по методологии научного анализа аномальных явлений, и технологии изучения аномальных явлений на Гряде или, скажем, технике применения приборов и изготовления устройств для изучения шаровых и подземных молний.

На Фестивале же каждый желающий мог научиться играть на барабанах, практиковать йогу различных видов, сразиться на мечах и пострелять из лука, познакомиться с основами японского языка и поучаствовать в чайной церемонии, а также научиться лепить из глины и самому создавать сувениры и много чего ещё. 


Не остались без внимания и прозаические естественные потребности, и даже раздельный сбор отходов и мусора здесь использовался как наглядный урок. (Для сравнения: после съезда «уфологов» осталась большая груда пакетов невывезенного мусора). 



Было много оздоровительных практик (хотя их «много не бывает»), типа лечебного массажа и занятий по хореографии. 



Оздоровительного много не бывает. Массаж и лицо массажируемого


И такие показательные занятия были реальным предложением на будущее. Вот, например, в каких разновидностях мог быть продолжен лечебный массаж: от Романа Ходырева: классический, антицеллюлитный; лимфодренажный; лифтинг; обертывания; банный; медовый; баночный.

Реклама? Да! Но кто против такого предложения? Ведь рекламируется не ахинея, типа «полигон для пришельцев», как на съезде «уфологов», а то, что нужно для здоровья людей!

Изюминкой Фестиваля стала площадка Общества российско-японской дружбы, многие годы возглавляемое японоведом Юрием Владимировичем Бариновым. И лагерь в японском стиле, и массовое мероприятие под девизом "Знакомимся с Японией" очень понравились участникам. Традиции, культура, кухня - всё это можно было видеть, во всём участвовать (например, в процедуре группового знакомства и общения - нечто, вроде нашего хоровода) и пробовать, блюда той же японской кухни, приготовленные умельцами-японолюбоми. 






Японская площадка

И, как это ни покажется удивительным, на Фестивале искусств даже состоялась встреча представителей Ассоциации молодых предпринимателей области с представителями творческого бизнеса, на которой обсуждалась тема поддержки «культурных индустрий» (звучит то как!).

Не правда ли, это очень далеко от впечатления, будто предстоит» сектантский фестиваль с элементами оккультизма»,  которое возникло у моего читателя?

Конечно, при желании, в каких-то символах или действиях можно было усмотреть и элементы язычества (хотя - в игровой форме), и некоторый налёт сектантства. Но «игрового» язычества хватало и у «уфологов», а по проявлению сектантства «уфологи» и их Гуру – вне конкуренции.


Не знаю, к какой категории следует отнести веганский открытый павильончик. В нём за очень умеренную плату можно было позавтракать или просто опробовать веганские блюда, купить сувениры и даже послушать народные «запевки» под гармошку. Очень приятный павильончик и многие получили удовольствие от знакомства с яствами веганской кулинарии. 


Веганский павильончик

При этом тут же, буквально в нескольких шагах находилась шашлычная, где ребята на глазах у жаждущих готовили шашлыки из свинины и курицы с салатом из овощей. Плюрализм вкусов был естественным на Фестивале.

Для тех же, кому и этого было мало, и они предпочитали питаться самостоятельно,-  например, для участников с детьми, - у каждой группы палаток (они так и располагались - группами у рощиц с обозначением каждой организаторы создали небольшие окопанные(!) места под кострища, - вари, жарь, парь - только соблюдай правила безопасности. Окопано было и место под главное кострище. 


Обозначение площадок для  размещения и занятий 


Подготовка главного костра

О "главном" на подобных массовках. "Сухой закон "не провозглашался на Фестивале, в отличие от "чернобровского". Разумеется, на Фестивале, хотя и не явно, его соблюдали далеко не все, но и среди «уфологов» тоже. Но и там, и здесь общий настрой был таков, что если кто-то и не обходился без спиртного, то к каким-либо заметным неприятностям это не приводило. Что отрадно!

Захватывающе интересен был показ на ринге старинных боёв на мечах (и щиты и мечи - пластиковые, пустотелые, очень лёгкие муляжи). Сражались все (попарно) - мужчины, женщины и дети. 



Сражения на мечах

Настоящим испытанием даже для мужчин стала стрельба из лука (типа старинного) и метание копья. 




Стрельба из лука и метание копья

Финальная часть - праздник Колослава по возрождённому сценарию русской традиции со сватовством, прыжками через костёр и хождению по углям. 





Праздник Колослава

Да и много чего другого оказалось привлекательным, заразительным и познавательным. И «чревато» неожиданными импровизациями! Так массовый мастер класс индийского танца, завершился массовым индийским танцем. А ирландский женский танец, начавшись как соло, спровоцировал (в хорошем смысле) массовый хоровод, окруживший, в итоге, солистку.



Урок индийского танца

Это было потрясающе: в свете прожекторов – хоровод почти всех участников праздника, а центре хоровода - соло ирландского женского танца.

Об удовольствии, получаемом участниками Фестиваля, говорят несколько колоритных фото. 




Просто удовольствие

И все два с половиной дня сопровождалось музыкой, а вечерами - выступлением ансамблей (не только русской народной музыки) и самодеятельных авторов и исполнителей (был в почёте и Высоцкий, и Шевчук). 




Музыка, музыка, музыка

И ещё важное отличие Фестиваля искусств от «Эзотерического шоу», как я называю «Съезд уфологов». «Эзотерическое шоу» продолжения пока не имело. Разве что стало предвестником полной деградации научно-исследовательской направленности деятельности общества «Космопоиск».

Иное – Фестиваль искусств. Менее чем через неделю после завершения Фестиваля, на переговорной площадке Общественной палаты области состоялось обсуждение его итогов, сделаны выводы и намечены подобные мероприятия на будущее. 



Подведение итогов

И ближайшее из них – похожая массовка по случаю звездопада, который происходит каждый года в середине августа. Мероприятие намечается на 12-14 августа на том же самом месте, где прошёл и Фестиваль. Так зарождается традиция.