брендинг территории

«Территориальная индивидуальность» и «символический портрет» территории

Опубликовано в журнале "Вестник Московского государственного университета культуры и искусств". – М.: МГУКИ, 6’3013. – С. 76 - 79.

Автор – Елена Стрелкова

В данной статье рассматривается «территориальная индивидуальность» с точки зрения культурно-символических ресурсов. Автор вводит понятие «символического портрета» территории и анализирует его структурное содержание, а также практическую его значимость для формирования и продвижения во внешнюю среду территориальной индивидуальности.

Полный текст статьи - по ссылке ниже:

Территория как бренд: формирование городской символики (на примере городов Прихопёрья)

Aвтор – Елена Стрелкова


Территориальный брендинг приобретает все большую популярность в нашей стране: в процесс создания собственных брендов включились не только крупнейшие экономические и культурные центры, но и небольшие города, малые территориальные образования, реки. В России – стране с богатым культурно-историческим наследием – любой социально-географический объект имеет основание на то, чтобы стать своеобразным брендом.

Имидж региона можно определить как относительно устойчивую и воспроизводящуюся в массовом и/или индивидуальном сознании совокупность эмоциональных, рациональных представлений, убеждений и ощущений людей, которые возникают по поводу особенностей региона, складываются на основе всей информации, полученной о регионе из различных источников, а также собственного опыта и впечатлений [Сачук Т.В. Территориальный маркетинг: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2009. С. 21.].

Бренд региона – совокупность непреходящих ценностей, отражающих неповторимые оригинальные потребительские характеристики региона и сообщества, получившие общественное признание и известность, пользующиеся стабильным спросом потребителей [Старцев, Ю. Н. Территориальный маркетинг : учеб. пособие / Старцев 10. Н. - Челябинск: Изд-во Татьяны Лурье, 2004. С.32.]. Бренд региона формируется на основе ярко выраженного позитивного имиджа региона, и является высшим проявлением эмоциальных потребительских предпочтений, важнейшим фактором конкурентных преимуществ региона, активом региональной экономики.

Архитектура бренда территории строится на основе структур территориальных суббрендов [Суббренд – это бренд, расположенный ступенью ниже в иерархии структуры брендов /Аакер Д., Йохимштайлер Э. Бренд - лидерство: новая концепция брендинга. Издательский дом Гребенникова, 2003 год, c. 125] или символов территории:

-  структуры геральдических символов территории, инвестиционных брендов (брендов свободных экономических и инновационных зон, наукоградов, технопарков);

-          брендов исторических личностей и/или «людей паблисити»;

-          брендов памятников культуры и архитектуры;

-          корпоративных и товарных брендов;

-          брендов социальных организаций (ВУЗов, театров, библиотек);

-          шоу-брендов (парков, кино, ресторанов, торговых центров);

-   брендов событий – выставок, семинаров, конференции, салонов, саммитов, олимпиад, конкурсов, чемпионатов [И. Важенина «Имидж, бренд и репутация города» http://www.advertology.ru/article47690.htm].

Также важнейшим фактором, влияющим на формирование бренда территории, является местная идентичность.

 

Итак, обратимся к официальной и неофициальной символике городов Балашова, Борисоглебска, Урюпинска, Поворино, Новохопёрска, формирующей единый территориальный бренд Прихопёрья, которое является уникальным в своем роде социокультурным и географическим провинциальным феноменом. Прихопёрье имеет все основания считаться «малым брендом российской глубинки», не только имеющим печальную известность благодаря деятельности финансовой компании «Хопёр-Инвест», но и обладающим уникальными самостоятельными имиджевыми характеристиками.

 

Прихопёрье как географический объект представляет собой местность на юго-востоке Европейской части Российской Федерации, расположенную в бассейне реки Хопёр (левого притока Дона). Условно верхнюю идентификационную границу Прихоперья можно провести по Ртищевскому району Саратовской области, нижнюю – по Урюпинскому району Волгоградской области. При этом самое верхнее течение реки не обладает своей собственной местной и социокультурной идентичностью, оно органично вписано в контекст Пензенской области. Аналогично – и низовье, устье Хопра, где мы наблюдаем все характерологические черты Донской идентичности.


На современном этапе мы имеем основания говорить о формировании Прихопёрской идентичности на территории Саратовской, Волгоградской и Воронежской областей, которые  формально – в силу расположения областных центров – относятся к Поволжью или к Черноземью. Заметим, что «хопёрские» названия нигде не закреплены.  Именно «официальная» невыделенность Хопра как идентификационнообразующего центра и способствовала формированию на рассматриваемой нами территории естественной, «низовой» идентичности. Этим во многом объясняется и некоторая уникальность социокультурного прихопёрского феномена.

 

Естественно, что наиболее мощным объединяющим регион фактором и основой бренда данной территории является река Хопёр. Хопёр берёт начало в центральной части Пензенской области, в пределах Приволжской возвышенности, течёт по возвышенной местности в юго-западном направлении, впадает в Дон близ станицы Усть-Хопёрская. Уникальная природа сделала Хопёр излюбленным местом для туристов.

Также есть и легенда, связанная с этой рекой. Согласно легенде, в этих местах жил старик Хопёр. Однажды он шёл степью и увидел, как из земли бьют 12 ключей. Старик взял лопату и соединил все эти ключи в один большой поток. На образовавшемся потоке старик Хопёр построил мельницу, на которой молол зерно для крестьян из окрестных деревень. А реке, впоследствии, дали имя ее создателя. У истоков реки Хопёр в селе Кучки Пензенского района Пензенской области создан памятник «Старик-Хопёр» работы скульптора Андрея Смелого.



«Старик-Хопёр», скульптор Андрей Смелый

 

При характеристике местного, территориального образования нельзя оставить в стороне его ландшафтные составляющие. С точки зрения «пейзажных» особенностей Прихопёрье достаточно однородно. Картины природы там легко узнаваемы и практически неизменны в различных районах и регионах. Это зона лесостепного, с преобладанием степного, ландшафта. Раздолье и разнотравье можно назвать одними из ключевых ландшафтно-географических концептов местности.

 

 «Природа Прихопёрья. Шалфей», фото Н. Гришина


Уникальные черты местному колориту придают величественные сосны (известно, что на территории Хопёрского заповедника брался строительный материал для петровской флотилии), растущие на песчаных дюнах, но не Прибалтийского, а южного типа.

На территории Прихопёрья располагаются 4 крупных заповедника – "Дивногорье", "Галичья гора", Воронежский биосферный и Хопёрский государственный заповедники; многие представители растительного и животного мира Прихопёрья являются редкими и занесены в Красные Книги всех уровней; территорию Прихопёрья пронизывает одна из чистейших в Европе рек – Хопёр и 5 его притоков. Сохранилось множество памятников истории и культуры.

И лес, и степь представлены в официальных элементах позиционирования многих прихоперских городов во внешнюю среду – в городских гербах. Так, на гербе Урюпинска мы видим стилизованный дуб, на гербе Балашова – стилизованные же арбузы.


    

  

Герб Урюпинска     Герб Балашова


Следующий аспект, являющийся частью широкого «культурно-образовательного» пласта прихопёрской идентичности, связан с религией. Говоря о Прихопёрье, нельзя не отметить один из фактов, не получивших широкой общественной известности. Речь идет о православной иконе – иконе Урюпинской Божьей Матери.

 

  Икона Урюпинской Божьей Матери


Приведем мнение эксперта, священника Николая Караичева (Церковь Успения Пресвятой Богородицы, г. Камышин Волгоградской епархии РПЦ): "Урюпинская икона Божьей матери – святыня Волгоградской епархии. В 2000 г. по благословению святейшего патриарха Московского и Всея Руси Алексия Второго, в календарь Русской Православной Церкви было внесено празднование этой иконы, которое совершается 21 июня каждого года. Огромное количество верующих имеет в этой иконе Милосердную Заступницу. Каждый год проходит крестный ход по городам и весям нашей епархии. Наверное, в каждом доме и у каждого верующего Волгоградской епархии имеется копия этого чудотворного образа. Народ очень любит и почитает этот образ, об этом свидетельствует то огромное количество верующих, и даже любопытствующих которые стараются прикоснуться к этому образу".

Подтверждение этим данным находим в одной из официальных газет РПЦ: «Существует несколько версий обретения этого чудотворного образа, которые, различаясь в некоторых деталях, сводятся к одному: явление Урюпинской иконы Божией Матери последовало 8 июня 1827 года. Образ был найден двумя отшельницами, посвятившими свою жизнь служению Богу и жившими в уединенном месте, неподалеку от станицы Урюпинская, в урочище, называемом Каменный Баерак. Здесь, в ветвях деревьев, у источника и была обретена икона. Некоторое время она хранилась в хижине стариц, а потом образ был перенесен в казачью станицу Урюпинскую, входящую в область Войска Донского. В 1854 году икона была поставлена в приходском станичном храме Покрова Пресвятой Богородицы, где хранилась в резном позолоченном киоте» [Сибирская православная газета,№8, 2007].


  Храм Покрова Пресвятой Богородицы, Урюпинск


Если обратиться к фактографической (светской, не богословской) стороне проблемы, то становятся очевидными несколько ее аспектов. Далеко не каждый из крупных городов России имеет свою «местную» святыню, тем более – такого масштаба и степени значимости. В частности, ни в Саратове, ни в Волгограде, ни в Воронеже – современных региональных центрах для прихопёрских районов – аналогов нет.

 

Несомненно, важную имиджевую роль для Прихопёрья как единой с ментальной и социокультурной точек зрения территории играет хопёрское казачество, а точнее – деятельность Хопёрского казачьего округа Всевеликого Войска Донского.

 


Атаманское правление Хопёрского казачьего округа


Общественная организация «Хопёрский  Отдельный Казачий Округ» г. Балашова Балашовского района Саратовской области образован в 1993г. как Верхне-Хопёрский Казачий Округ по решению  учредительного Круга казаков Верхнего Хопра. 17 апреля 2001 г. Округ прошел перерегистрацию и стал называться Хопёрский Отдельный Казачий Округ. Официальная дата создания – 23 марта 2001г. Возглавляет Хопёрский казачий округ Всевеликого войска Донского окружной атаман – военный старшина И.В. Вячин.

В 2000 году решением Балашовского районного совета депутатов был утверждён флаг Балашовского района, аналогичный казачьему флагу Всевеликого Войска Донского. Три горизонтальных полосы, синяя, желтая и красная, символизируют: синий цвет – реку Хопер, жёлтый – «дикое поле» – степь, а красный цвет – «червлёный яр» – место исторического проживания казачества.

В 1996 году был создан народный ансамбль казачьей песни и танца  «Хопёрская вольница», постоянный участник районных, областных и межрегиональных песенных фестивалей и праздников. Сегодня этот коллектив имеет звание «народного коллектива». На базе Центра детского творчества создан детский ансамбль «Хопёрские казачата». При Техникуме механизации и сельского хозяйства организован казачий клуб.


Следующий безусловный символ Прихопёрской местности – коза-кормилица – является ярким показателем значимости пухового промысла на данной территории. В Урюпинске установлен единственный в России памятник козе, как ее здесь называют «козе-кормилице». Говорят, что тот, кто сфотографируется на ее фоне и потрет ей нос, будет счастливым. Памятник был вырублен из глыбы гранита весом в 20 тонн волгоградским скульптором Фетисовым.

Памятник рогатому животному был открыт в сентябре 2000 года,  в день 382-й годовщины Урюпинска, в знак особых заслуг этого животного перед людьми. Ведь вязание пуховых платков и шалей здесь является исконным промыслом, а сегодня для многих прихоперцев и единственным источником доходов. Счастливое сочетание климата и растительности, «отшлифованная» столетиями порода урюпинских коз, сделали Прихоперье одним из главных центров козеводства и пуховязания.

  


Памятник Козе-кормилице, Урюпинск

 

Весьма интересной с имиджевой точки зрения представляется продукция ООО «Урюпинский трикотаж». В большинстве своем это майки, футболки, топы и прочие трикотажные изделия, рассчитанные на мужчин, женщин и детей. Часть трикотажной продукции  выполнена с «презентационной» целью – с символическими надписями-слоганами. Из них наиболее распространенными являются две. На первой, как уже отмечалось ранее, мы видим стилизованное изображение реки Хопер, обозначение основных городов Прихоперья и центральную фразу: «Для меня моя Россия начинается с Хопра». На второй – фраза из знаменитого некогда анекдота: «Брошу все – уеду в Урюпинск!» 



Футболка с принтом, ООО «Урюпинский трикотаж»


Как удалось выяснить, никакого специально разработанного маркетингового исследования перед выпуском этой продукции не проводилось. Однако очевидно, что в первом случае трикотажные изделия рассчитаны прежде всего на внутреннюю среду – на жителей самого Прихопёрья, а также на представителей ностальгической, или гостевой идентичности, не являющихся коренными жителями этой местности, но хорошо знающими и понимающими ее. Второй вариант надписей в большей степени ориентирован на среду внешнюю, для представителей которой Урюпинск – это не один из соседних городов, а некий казус, анекдот, факт не реальный, а мифологический.

При этом в продукции ООО «Урюпинский трикотаж» отражены как «хопёроцентричные» представления коренного населения, так и восприятие своей «малой родины» как уникально-брендового образования.

 

Говоря о массово-коммуникационном пространстве, невозможно обойти стороной феномен рекламы. Примером коммерческой рекламы, ориентированной на потребителя – жителя Прихопёрья, можно считать рекламную продукцию ООО «Хопёрские окна». Юридический адрес этого предприятия находится в г. Урюпинске, билборды изготавливаются в г. Балашове, а товар (пластиковые окна) распространен во многих городах Прихоперья.

Аналогичную роль выполняют и названия привокзального кафе в г. Поворино – «Прихопёрье», туристического агентства «Хопер» в г. Урюпинске, гостиницы «Хопёр» в г. Балашове, меда («Мёд Прихопёрья»), дома отдыха «Хопёр» в п.г.т. Турки Саратовской обл., сайта «Прихопёрье» (г. Поворино; povorino.net), газета «Прихопёрье» (Поворинский р-н Воронежской обл).

Если коммерческая реклама, как правило, играет идентификационнообразующую роль, объединяя на медийном уровне достаточно целостное ментальное образование, то реклама социальная и политическая в значительно большей мере ориентирована на официальную региональную идентичность. В то же время такого рода рекламу нельзя рассматривать как нечто однородное.

Так, в частности, городские билборды в Балашове, Урюпинске, Борисоглебске, Новохопёрске, Поворино и некоторых других населенных пунктах содержат информацию, подчеркивающую местную специфику. Это может находить свое отражение как в «пейзажном» их оформлении, так и в номинативно-топонимическом. При этом первое зачастую указывает на главный гидроним местности – Хопёр (например: "За чистый Хопёр!"); в последнем же чаще упоминается название населенного пункта (например: "Мы гордимся тем, что живем в Урюпинске"; "С праздником, дорогие балашовцы!" и др.).


Особо следует обратить внимание на специальные стелы, установленные на трассах. До недавнего времен въезд практически во все районы Прихопёрья открывался надписью: "Вас приветствует Прихопёрье"! Однако с началом 2009 года на тех же самых стелах появилась уже другая надпись: «2009 – год Молодежи!» Таким образом, стелы, подчеркивающие местную идентичность, были демонтированы, а целостность единого коммуникационного пространства нарушена официальными границами административных районов.

 

Подводя итог, можно отметить, что в регионах данного типа мы сталкиваемся либо с отсутствием единого естественного бренда, либо с его возведением в ранг «официального культа», не позволяющим развиваться и самоактуализироваться так называемым малым брендам, брендам глубинки

 

Полигон идентичности


Автор - Юрий Чернышов

 

Контакт с НЛО. Есть контакт?

 

Как-то перед Новым годом в газете «Саратовский репортёр» была опубликована статья «Зловещие тайны» Медведицкой гряды» и позже дано объявление о подготовке «Союзом юных экологов Саратовской области» летней экспедиции на пресловутую гряду. Был дан и телефон, по которому могут обратиться желающие принять в ней участие. После этого энтузиасты мероприятия стали забывать о спокойной жизни. Мало того, что пришлось ответить на много звонков желающих – с этим худо-бедно справились.  И ладно бы ещё то, что иных пришлось разуверять в героическом характере экспедиции. С этим хоть и не справились до конца, но хотя бы сон оное представление об экспедиции не нарушило. Но затем случилось нечто, совершенно не предполагавшееся.


С началом Нового года в жизнь энтузиастов стали врываться артефакты – явления, случаи, происшествия, связанные с Медведицкой грядой, которые не поддавались разумным объяснениям.

Первый артефакт привезла из январского лыжного похода вдоль Медведицкой гряды его участница - журналистка Вероника Лапина. Суть её рассказа, который она сама описала в газете, такова. В начале января группа лыжников совершила лыжно-пешеходный переход от района Лысых гор строго на юг мимо Белого озера и села Новинки, известными проявлениями аномальных явлений в этих местах, в частности – светящихся шаров. Как известно, туристы ходят в походы не для того, чтобы смотреть по сторонам, а чтобы со стороны смотреть на себя. Поэтому привязка к географическим ориентирам, около которых произошли события,  оказалась слабой. 

Вечером на первой ночёвке Вероника поразвлекала участников похода игрой на даргане. Это - щипковый и одновременно духовой инструментик (еще его называют «комуз»), умещающийся на ладони и  напоминающий подкову со стальным язычком в середине, издаёт ноющий, за пределами человеческой гаммы звук. Через два дня – на стоянке около села Новинка, после того, как его участники собрались засыпать, вне палаток послышался звук даргана. Звучала та же мелодия, что два дня назад исполняла Вероника. Вероника удивилась тому, что кто то позаимствовал её дарган и уже научился на нём играть её же мелодию, и поискала свой дарган. Он был на месте! И, поскольку палаток было две, их обитатели стали перекрикиваться, выясняя кому неймётся, на сон глядя, устраивать концерт. Таковых не нашлось, а низкочастотные, заунывные, не предвещающие ничего хорошего звуки, близкие к инфразвуку, ещё дважды будоражили участников похода, витая между палаток. «Предположений материалистического порядка не оказалось, - как написала Вероника, - ни у кого». Возможно, кто-то вспомнил историю с гибелью туристов на Дятловском перевале на Урале. Аналогия была явной: зима, палатки, даже число участников близкое. И мистический страх стал заполнять палатки. Кто-то стал даже креститься, готовясь к неизведанному.

Вместе с Вероникой и будущими участниками предстоящей летней экспедиции мы обсудили эпизод, и «предположений материалистического порядка» не оказалось и у участников. Нематериалистическая же версия сформировалась тотчас же. Один из участников обсуждения совсем не в шутку предположил, что это был «дух места» Приняв «не в шутку» за основу, далее предположение развилось в область полной метафизики. Но если не находится  ничего лучшего, почему бы и нет?  Изложенная версия была такова.

«Дух места», очарованный руладами даргана на первой стоянке, стал сопровождать компанию и дальше, может быть, вселившись для этого в дарган путешественников, в надежде услышать звуки чудного инструмента. Не услышав их на последующих ночёвках, «дух» решил дать понять людям, как ему нравится этот звук. Возможно, надеясь на дуэт себя - «духа» - и натурального даргана. Но страх сковал мужественных туристов и дуэта не получилось.

Понятно, - это была фантазия, но в метафизической версии вполне правдоподобная, особенно в свете дальнейших событий. Тем более что тогда даже дата общения - 13 января - настраивала на определённое восприятие событий. События не заставили себя ждать.

Я сделал несколько снимков Вероники с дарганом (рис. 1), в том числе в момент извлечения звука – то есть «духа» - и на другой день отправился в лес на традиционную туристскую вылазку – проводы старого Нового года.


Рис.1 Дарган

 И там-то обнаружилось, что цифровой фотоаппарат «Cannon», - надёжнейший и проверенный во всяких условиях: падениях на камни, съёмке в дождь и мороз, съёмке на той же Медведицкой гряде, в обычно мной используемом автоматическом режиме стал выдавать снимки, будто сквозь дымку или туман. Занервничав, я несколько раз менял режимы, но ощущение было такое, что на аппарат наведена «порча» «духом даргана» - автоматика отказывалась работать. Похоже, «дух» переселился из даргана в фотоаппарат. К счастью, «порча» оказалась недолговременной и после ещё нескольких выходок прошла сама собой. Скептически относясь ко всякой чертовщине, и настроенный при появлении «собаки Баскервилей» искать сначала собаку, а уж потом «баскервилей», я не придал случившемуся мистического значения – мало ли что бывает с этой техникой. (По правде - и сейчас не придаю – просто выстраиваю в ряд события). Происшествие почти забылось, но вскоре вспомнилось (надо же, как порой «кучкуются» события одного характера!).

Дней через десять мне позвонил незнакомый человек, представившийся Лазаревым Вадимом Александровичем (упоминаю с его разрешения). Услышав имя–отчество, я вздрогнул – таковы же имя-отчество Черноброва, автора книги «Медведицкая гряда» (Рис. 2), в которой он описал её мистические свойства. По ней то прогулялись и встретили там «духа» и наши лыжники. 


Рис. 2  В. Чернобров. Обложка книги «Медведицкая гряда»

Лазарев же рассказал простую историю.  Несколько месяцев назад - в сентябре или октябре - его сын с друзьями ездили отдохнуть на речку Медведицу, куда-то в район Лысых гор (откуда начали свой поход и лыжники) и, судя по его описанию, к тому же Белому озеру, где в дарган Вероники вселился дух. На берегу, как обычно в таких вылазках, вели киносъёмку и фотосъёмку – на память.  Но лишь позже – в декабре просмотрели отснятое. И тут то, на одном из кадров, сделанном кинокамерой в режиме фотосъёмки, увидели то, чего не видел никто в момент съёмки. Фотография зафиксировала огромный яркий светящийся объект, в виде геометрически правильной и хорошо структурированной юлы.  Для инопланетного корабля или даже шлюпки он был маловат. Для шаровой молнии – слишком хорошо организован и чудовищно велик. Не заметить его в момент съёмки было бы невозможно, если только его существование не было таким же (или менее) коротким, как время открытия затвора. Но не менее существенно то, что на некотором отдалении от объекта, метрах в 20-30, была видна… его копия - будто из дыма, как бы тень его, парящая в воздухе, а также, - дымно-туманные следы, протянувшиеся от светящегося объекта к его тени (Рис. 3).


Рис. 3  Атаевский феномен. Плазмоид на р. Медведица у села Атаевка 

Тут-то и вспомнилось, но, тьфу-тьфу, - без оргвыводов: ведь такая же дымная пелена была на моих лесных снимках после фотографирования даргана. Признаться, из всех виденных мной снимков НЛО, я не могу припомнить ничего похожего. Особенно поразили два багровых ядра, просматривающиеся в центре юлы и ярко-жёлтый огненный факел из нижней части (сопла?) юлы. (Рис. 4)


Рис. 4 Атаевский феномен. Фрагмент

Мне кажется, что снимок с такой чёткой привязкой к местности и возможностью установить с очень приличной точностью, время действия, размеры объектов, расстояния между ними, внутреннюю структуру светящегося объекта - большая редкость . Но поскольку сын Вадима Александровича оказался очень занятой человек, он попросил отца – пенсионера - заняться, если тому это интересно, этой фотографией. Тот обратился на телевидение и благодаря этому разыскал меня. Договорившись встретиться, я навестил Вадима Александровича, мы ещё раз подробно поговорили об этой истории и он вручил мне дискету с фотографией и фотоснимок, с полным правом использовать их, как я сочту необходимым. Фотоснимок был явно некачественной печати, – весь в ярко зелёных тонах, как молодой кузнечик. Но то, что было в электронном виде, на дискете вы видите сами. 

Меня заинтересовали подробности съёмки: место, время, условия, тип кинокамеры, режим съёмки. Но они содержатся и в самом снимке. Вот они: 140,4 КВ; 640х480х16М ipeg. Loaded in 0,2 s. Никто из участников всей этой истории не придал значения артефакту и тем более не зафиксировал детали в тот день. Более того, они смутно помнили место, где это произошло. Специалисты, к которым мы обратились, не обнаружили ни малейших признаков того, что какая-либо обработка фото могла иметь место. И тогда возникла мысль об экспедиции на место происшествия, и обследовании этого места. Правда, сначала его предстояло разыскать. Такая экспедиция состоялась в мае, она оказалась не бесплодной, а её результаты, как и фотоснимок в августе того же года были показаны Вадиму Александровичу, на сей раз Черноброву, в лагере на самой Медведицкой гряде (Рис.5) 


Рис. 5 Медведицкая гряда. Лагерь «Космопоиск-8». Автор демонстрирует В. Черноброву фото плазмоида

Фотоснимок в очередной раз был признан подлинным, а  наша версия его появления – обоснованной.  Но об этом - отдельный рассказ. Он, думается, окажется полезен всем.

Ведь согласно исследованиям, 65% землян верят в космическую жизнь, 15% утверждают, что видели НЛО, а 5% - что похищались инопланетянами. И уж наверняка кто то из этих процентов, вспомнив начало нашего рассказа, может сказать: "Вот видите, есть он - "дух места!". Но  не стоит спешить с выводами. Примерно через год, на одной из туристских сходок, участник того похода открыл тайну. Оказывается, он с самого начала записал все мелодии на...мобильный телефон. И через два дня включил мобильник, засунув его в спальник. Поскольку он был не в той палатке, где находилась иполнительница мелодий, то дальше оставалось лишь поддерживать загадочную ситуацию. При солидарности остальных обитателей палатки, конечно. О реакции других участников похода - из другой палатки не пишу - о том можно догадываться.

А урок хорош: не спешите делать  вывод из наблюдений, каким бы загадочным явление ни казалось. Думайте!

Как рождается локальная идентичность

Предисловие. Экология непознанного 

или несколько слов о слове


Автор - Юрий ЧЕРНЫШОВ


Экология - наука о взаимоотношении 

 организмов друг с другом и средой обитания.

Сейчас кроме экологии природы, человека,

общества эзотерики, ученые, психологи развивают

понятия экологии мысли, души, сознания, человеческих

отношений, без которых находится под вопросом

само будущее человечества и нашей планеты.

http://rostov-anomal.ru/slovar


В деятельности «Союза юных экологов Саратовской области» (СЮЭ) с некоторого времени обозначилась необычная тема, которую для простоты можно назвать «экологией непознанного» или, что очень не точно – «экологией аномального», или, вовсе упрощённо, – «аномальной экологией». Последнее обозначение такое же противоречивое, такой же оксюморон, как «горячий снег». Ну не может ведь быть «аномальной» «наука о взаимоотношении организмов друг с другом и средой обитания», как определяют экологию некоторые словари. Так же, как не может быть горячего снега, - это только образ. Но такой образ стал названием известного произведения Юрия Бондарева «Горячий снег». И наш образ очень активно меняет само понятие экологии. Например, как понимать выражение «Экология летающей тарелки»? http://ufo-legacy.ru/ekologiya-letayschei-tarelki.php

Скажем, известная газета пишет: «Аномальная жара угрожает экологии Димитровграда» (Аргументы и факты,  22/07/2010).    http://rostov-anomal.ru/slovar/. Как это понимать? Аномальная жара угрожает самой «науке о взаимоотношении…»? Отнюдь. Все понимают, что жара угрожает не науке, а взаимоотношениям организмов, в том числе и людей в хорошем городе Дмитровограде, которые и понимаются в данном сообщении как экология (!). То есть под экологией подразумевается не наука, а широкий спектр отношений живой и неживой и природы. И эти отношения, эта экология, из-за аномальной жары могут сами стать аномальными!  Так что не следует удивляться, если доведётся встретиться с применением понятия «экология» в самых разнообразных, порой сильно отличающихся от словарного определения сочетаниях. Постарайтесь понять, что стоит за этим.

То же самое относится и к тому, о чём мы часто будем говорить и в дальнейшем – к локальной идентичности. Она же – ничто иное, как некоторое своеобразие, присущее относительно небольшой (локальной) местности или территории, не обозначенной формальными   границами (областей, районов). Это – если не очень строго. Но дать строгое определение и не получится. Как заметил известный английский социолог Зигмунд Бауман: «Когда бы мы ни говорили об идентичности, в нашем сознании возникают тусклые образы гармонии, логики, согласованности: всех тех вещей, которые, к нашему вечному отчаянию, явно и отвратительно отсутствуют в потоке нашего опыта. Поиск идентичности – это постоянные попытки остановить или замедлить этот поток, сделать твёрдым жидкое, придать форму бесформенному». 

Нам остаётся принять как неизбежность то, что ни одно определение не может охватить всё разнообразие явлений, которое определением стремятся описать. И язык находит варианты выхода за пределы жёстких рамок определений в наполнении привычных слов новыми смыслами. Ведь язык постоянно изменяется. Потому что, по блестящему определению знатока языка Корнея Чуковского, автора книги «Слово о словах»,  язык – «живой как жизнь». Будем же помнить об этом обстоятельстве.

 

Легенды, мифы и реальность Синегорья

 

Сегодня трудно представить человека, ничего не слышавшего о Медведицкой гряде. Расположенная на севере Волгоградской области на границе её с Саратовской областью, эта холмистая возвышенность, прилегающая к реке Медведица, слывёт как самая аномальная и самая известная зона в России. В чём именно проявляются аномалии местности, мы расскажем позже. Саратов – наиболее близкий к этому месту крупный город, не считая райцентра Жирновска. Пространство, называемое Медведицкой грядой,  пересекают в разных направлениях гряды невысоких холмов и долины между ними. Самая высокая из гряд  получила название Синей горы, а местность вокруг неё - Синегорье. В живописном месте на склоне одного из холмов, в нескольких километрах от посёлка Новинка Жирновского района много лет подряд располагался летний базовый лагерь №8 экспедиций Общественной научно-исследовательской организации «Космопоиск». Руководитель «Космопоиска» Вадим Чернобров посвятил этому месту и его наблюдению много лет и изложил результаты в книге «Медведицкая гряда». (Медведицкая гряда. Загадки аномалий Поволжья. / В. Чернобров. – М. Вече. 2006. – 400 с. – (Путеводитель сталкера). Эта книга – самоё объёмное повествование о Медведицкой гряде.

 

Медведицкая гряда. Вид от лагеря №8 на «Склон бешеных молний».

Вдали - больное дерево («Ведьмины космы») 


Газетных же публикаций о Медведицкой гряде не счесть. Правда, в большей части написанного много «нагороженного». Об аномалиях, чудесах, фантомах, притягательности этой территории для НЛО. Смешано в кучу всё: геология, природа, климат, экология, наблюдения, измерения, рассказы, легенды и байки местных жителей - «очевидцев» и «свидетелей».

Сообразительные же местные производители подсолнечных семечек использовали мифы и рассказы об НЛО для… рекламы своей продукции. 


Поле в лучах НЛО 


Менее сообразительные выкладывают в Интернете «фото НЛО», которое всего лишь пылинка на объективе фотоаппарата. 


Эффект  НЛО - пылинка на объективе


Но это, как говорится, в буквальном смысле слова – семечки и присказка. А сказка, даже – сказки, – впереди.

И они – порождённые реальными событиями, ставшие фольклором, становятся причиной «славы» территории, её образом, символом, брендом, как принято говорить.

Вот, гуляющий по Интернету, рифмованный рассказ о загадочных явлениях, происходящих на Медведицкой гряде  http://trezvyi.ruhelp.com).


Алексенко Светлана
УФОЛОГИЯ

Раздел: Разная лирика

        Медведицкая Гряда, тянущаяся вдоль реки Медведицы Волгоградской области, представляет для уфологов исключительный интерес. По рассказам очевидцев, там наблюдалось множество загадочных явлений: НЛО, шаровых молний и пр. Здесь представлен рассказ местного жителя с. Фомёнково 

«Здесь заживо, на этом самом месте, сгорел пастух! 
Он лёг на травку, закурил - и вдруг... 
Как почернеет! Как позеленеет! Глазища - во! 
А тут как раз идёт Пал Саныч, слышит – вопль! 
И видит: чёрный треугольник, в нём пастух… 
Горел, горел - минуты две. Потом потух. 

Пример таких загадочных явлений не одинок. 
Недавно слышал я соседок диалог: 
- И что ты думаешь? Свечение пришло! 
И в область между ног пешком зашло! 
Меня и крутит, и тошнит, и здесь болит. 
Дай мне, Марусь, конечно, в долг, поллитр. 

Недавно фельдшер из Линёво* видел шар. 
У шара он про судьбы мира вопрошал. 
Но шар висел, как эта глупая луна. 
Она как раз совсем поблизости была. 
Потом оно соединилось два в одном. 
И сразу в воздухе как будто бы г…ом 

Запахло в радиусе метров десяти! 
Но заболтался я тут с вами, мне идти… 
Работать нужно, эх, и что у вас в Москве 
Верхи-то думают? На эдакой земле 
Не нефть бурить, а ставить целое НИИ! 
Вы думаете, что я выпимши?! Ни-ни!».

______

 * Линёво – посёлок на территории Медведицкой гряды.

Приведу переписку по этому поводу на этом же сайте:

aleksenko

Отправлено: April 24 2008, 15:35

Юнат
*

Группа: Members
Сообщений: 5
Пользователь №: 454
Регистрация: 19-April 08

Это я настругала   ну... вы поняли. я уроженка с. Фомёнково и очень позабавило, что Медведицкая Гряда, которая врезается в наше село, вызывает такой интерес у уфологов.

aleksenko

Отправлено: June 20 2008, 18:37

Quote Post

Юнат
*

Группа: Members
Сообщений: 5
Пользователь №: 454
Регистрация: 19-April 08

Гы! Спасибо за интерес к моей скромной персоне 

Я сейчас живу на Украине в Киеве, занимаюсь в основном творчеством и детьми. Закончила Киевский театральный, работала в театре, потом организовала театр песни, иногда куда-то ездим по фестивалям, поём песенки.
Мечтала сходить в уфологическую экспедицию на Медведицкую гряду, но меня проигнорировали  наверно, женщин не берут.

 

В этом забавном тексте есть, однако, и ценные замечания. Например, про сгоревшего «изнутри» пастуха, светящийся шар и о том, в этой местности имеется нефть. Запомним это обстоятельство! Но настоящую сказку-страшилку для всей страны как-то рассказала очень многотиражная газета «Комсомольская правда» в статье «Пикник на обочине Медведицкой гряды», опубликованной в двух номерах от 9-16 и 16-23 июля 2010 года. Дальше мы расскажем об этой статье и об ознакомительной поездке Саратовского лицея гуманитарных наук (ЛГН) и Физико-технического лицея (ФТЛ) Саратова с целью проверки явлений, о которых рассказала «Комсомольская правда». И о том, что из этого вышло.

 

У водопропусника непостроенной железной дороги Саратов-Миллерово. 1930 г.

Учащиеся ФТЛ на Медведицкой гряде

Национальные особенности территориального брендинга

В начале XXI века российские регионы стали предметом интереса и исследования как географические, административные, экономические, культурно-исторические, этнокультурные, ментальные единицы. Территориальный и региональный брендинг – новое для России явление. Имиджевая политика регионов, да и России в целом, по сути, только формируется. 

Однако понимание необходимости формирования территориальных брендов все больше укрепляется и в нашей стране: в процесс создания собственных брендов включились не только крупнейшие экономические и культурные центры, но и небольшие города, региональные музеи и даже малые территориальные образования, не имеющие формального статуса.

  





_______________________

Страницы: « 1 2 Читать с начала