новое на сайте

Сделано в России: национальный и территориальный брендинг как инструменты экономического развития и продвижения России в мире

Текст взят с сайта ПМЭФ'2018


Сделано в России: национальный и территориальный брендинг как инструменты экономического развития и продвижения России в мире



Ключевые выводы

В России ведется активная работа по продвижению бренда «Сделано в России»

«Как заниматься продвижением бренда "Сделано в России"? У нас сейчас этим занимается Росконгресс. Этим занимается Российский экспортный центр. Они сейчас с Russia Today к Чемпионату мира в аэропортах представляют бренд "Сделано в России". Правильно, такие знаковые события надо использовать. Много туристов приедут, они все это будут видеть, будут покупать наши сувениры. Мы проделали серьезную работу, особенно два последних года, у нас также появился такой бренд как «Роскачество». 3,5 тыс. изделий было проверено, огромное количество изделий, которые соответствуют более высоким стандартам качества, получили этот знак. Продажи товаров, которые помечены знаком качества, увеличиваются на 30–35%. 30 млн россиян доверяют информации "Роскачества". <…> Пока мы сами не поверим в наши товары и не будем их покупать, никто за рубежом покупать не будет», — Виктор Евтухов, статс-секретарь - замминистра промышленности и торговли РФ.

Российские компании развивают и собственные бренды

«Вот "Кортеж" (автомобиль — ред.), Aurus <…> мы создали в России за два года. Над продуктом трудились и производители, и инженеры, и ученые; при производстве этого продукта использовались и цифровые двойники, и цифровое моделирование, цифровое проектирование, виртуальные стенды. И все тесты были пройдены сразу же, с первой попытки. Мы получили автомобиль, на который будет очередь не только внутри нашей страны. Наши зарубежные партнёры будут с удовольствием покупать всю линейку этих автомобилей», — Михаил Садченков, гендиректор, «Национальный бренд "Сделано в России"».

«Мы не можем где-то открыто рекламироваться на открытых площадках. Поэтому не так давно, чуть больше полугода, мы сделали на концерне "Калашников" собственное средство массовой информации, где рассказываем о концерне "Калашников" и есть направление спорта "Биатлон изнутри". Мы видим, какой серьезный интерес к нам как от спорта, так и от руководителей», — Иван Черезов, руководитель спортивных проектов концерна «Калашников».

В работу по созданию и продвижению брендов включились регионы

«Мы постарались использовать образ книги как символ культуры, букву "Н" как название региона, как название Новгорода и как некий символ связи. Это русская вязь как символ образования и искусства. Это геральдические символы. И все это мы постарались объединить в нашем экспортном бренде под названием "Русь Новгородская". Этот бренд должен быть частью бренда "Сделано в России" <…> Наши компании активно включились в "пилот" и сегодня в бренде «Сделано в России» участвует более 30 компаний», — Андрей Никитин, губернатор Новгородской области.

«У нас (Республики Удмуртия — ред.) есть три зонтичных бренда. Они трансформированы в полноценные стратегии развития. Первый — "Сделано в Удмуртии". Это открытая площадка предпринимательского сообщества. Большие преимущества для предпринимателей в Удмуртии: от регистрации товарного знака до продвижения. Туризм в Удмуртии – одно из главных направлений. У нас есть стратегия и бренды "Инвестируй в Удмуртию" и "Удмуртия заряжает": это и про туризм, и про спорт», — Александр Бречалов, глава Удмуртской Республики.


Проблемы


Отсутствие единого подхода к продвижению брендов

«Сегодня некой синергии, которая все бы это объединяла, просто нет, что приводит к дублированию расходов. <…> Сегодня так или иначе в продвижении национальных брендов участвуют более 100 акторов», — Михаил Садченков.

Нехватка инструментов для создания и продвижения национальных брендов

«Нам не хватает двух вещей. Первое — это технологии. И второй момент: нам не хватает немножко наглости в хорошем смысле этого слова», — Андрей Баранников, гендиректор SPN Communications.


Решения


Создание единой платформы для продвижения брендов

«Многое может быть оптимизировано, многое может быть синергетично объединено в некую одинаковую историю, которая позволила бы уравнять регионы, у которых нет возможности по продвижению. Наша задача — сформировать ту платформу, которая позволила бы стране в целом собирать этот трафик и далее его распределено давать регионам и помогать им увеличивать охват через собственные территориальные бренды. <…> Сформировать среду и структуру, которая позволила бы все эти бренды интегрировать и дать им дополнительные возможности для развития, при этом обеспечивая исполнение той самой конечной национальной цели», — Михаил Садченков.

Туризм должен стать одним из инструментов продвижения бренда России

«Туризм — это палочка-выручалочка для того, чтобы вытаскивать те или иные территории из бедности, содействовать их процветанию. Туризм помогает небольшим глухим населенным пунктам, они получают дополнительные стимулы для развития», — Ван Пин, председатель Туристической палаты Китайской Народной Республики.

«Туризм не требует большого количества инвестиций. В Китае, как и в России, довольно большое количество регионов, которым есть что показать, но у которых, возможно, нет достаточно хорошо развитой инфраструктуры. Есть огромное количество мер по стимулированию внутреннего туризма, которые могут быть применены в России», — Петр Лидов, директор по корпоративным связям, Sputnik.

Использование новых технологий для создания и продвижения национальных брендов

«Для того чтобы сегодня конкурировать, создавать национальные бренды и присваивать им с гордостью наименование «made in Russia», надо использовать новые технологии, создавать новые продукты», — Виктор Евтухов.

Культура — один из инструментов продвижения бренда России

«Нам нужно научиться продавать свои исконные промыслы так, чтобы это было интересно современному потребителю. <…> Вокруг этих маленьких брендов нужно объединить усилия всего сообщества, прежде всего это местное сообщество, местная власть», — Ксения Франк, председатель наблюдательного совета Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко.

«Главное в экспортном потенциале, когда идет разговор о культуре или о любом креативном направлении, состоит в том, чтобы сделать максимальный симбиоз национального и универсального культурных кодов. В анимации это получается, потому что очень много анимации, очень много мультфильмов мы делаем вообще без слов. Например, тот же "Маша и медведь"», – Юлиана Слащева, председатель правления ФГУП «Творческо-производственное объединение "Киностудия «Союзмультфильм"».


История маркетолога, который уехал из Москвы и теперь продвигает Урюпинск

Оригинал текста принадлежит Афиша Daily


История маркетолога, который уехал из Москвы и теперь продвигает Урюпинск



Василий Дубейковский семь лет назад отказался от высокооплачиваемой работы в Москве, чтобы создавать имидж для малых городов России. Позже уехал жить в Урюпинск, которому принес уже 10 млн рублей за счет привлеченных грантов и туристов. Василий рассказал «Афише Daily», зачем городу бренд, почему Урюпинск легко продвигать и как найти работу мечты.

«Дыра дыр» или «Столица российской провинции»

Мы с женой очень любим Москву, поэтому нас сложно назвать дауншифтерами. Но когда родилась дочь, мы решили пожить в малом городе. Не было задачи поднимать его с колен, наоборот — выбрали место, где все хорошо, где нам будет комфортно жить. Этим городом стал Урюпинск — самый прогрессивный, на наш взгляд, из числа малых городов России.

К тому времени в городе были горнолыжный склон, светомузыкальный фонтан и собственный вуз. Уже сложился имидж — и был слоган «Столица российской провинции», который власти придумали в 2000 году, когда участвовали в проекте Фонда Сороса по развитию туризма, чтобы получить грант. Это был чистый юмор, решили сыграть на том представлении об Урюпинске, которое существует с 1970-х годов, — «дыра дыр», нарицательное обозначение глуши. Грантовый конкурс неожиданно выиграли, и произошел супервсплеск внимания к городу.


Потом одиннадцать лет ничего особенного для продвижения города не происходило, пока «Лаборатория Касперского» не приехала сюда проводить корпоратив. Когда Касперского спросили: «Почему вы приехали в Урюпинск?», он ответил: «Потому что Урюпинск». То есть они — 250 человек — приехали по приколу на несколько дней и оставили много денег. Для администрации это был пинок. Тогда власти на всякий случай получили товарный знак «Столица российской провинции», чтобы другие города не могли его использовать, и сосредоточились на продвижении.

В том же 2011 году из России ушла американская компания, где я работал бренд-менеджером товаров повседневного потребления — ширпотреба. При увольнении мне выплатили много денег и предложили трудоустроить в другие хорошие компании с перспективой стать там директором по маркетингу. А я понял, что появилась возможность поменять жизненную траекторию, и решил заняться ситибрендингом — созданием брендов для городов. Дело в том, что меня всегда интересовали города как хобби, я много ездил как турист, в том числе мечтал побывать в Урюпинске.

Местные анекдоты, ценности и Карл Маркс

Впервые приехал в Урюпинск в 2013 году. Я сразу пошел в администрацию к главе и заместителю и сказал, что Урюпинск, по моему мнению, имеет больше всего возможностей на всей постсоветской территории по коммерциализации и использованию бренда, потому что есть и имидж, и товарный знак, и все необходимое. Первое, что я предложил им, — нанять официального бренд-менеджера города. Тогда они посмеялись, а через полтора года такой человек появился, он и сейчас работает. И второе — определиться, что такое столица провинции, и сделать визуальный стиль. Назвал цену, они сказали, что столько денег у них нет, предложили свою сумму, и я согласился.


Автор визуального стиля — моя супруга, она дизайнер. С ней и моей командой «СитиБрендинг» мы разработали шесть ценностей, с которыми стоит ассоциировать город: экологичность, мастеровитость, духовность, юмор, самостоятельность и традиционность. В итоге Урюпинск стал единственным городом, который управляет брендом в том числе через призму ценностей. Например, если думаем, какой фестиваль устроить, и видим, что по ценности «юмор» провисает, — делаем юмористический. Вот поставили в июле 2017-го памятник Карлу Марксу тоже ради юмора. Правда, поставили на деньги коммунистов, но они вроде не против, что это памятник по красивому классическому анекдоту. Начало шестидесятых, «оттепель», когда люди усомнились, что живут правильными ценностями. Идет экзамен по истории марксизма-ленинизма, профессор задает студенту вопросы: «Юноша, кто такой Маркс?» — «Я не знаю, не слышал никогда». — «А кто такой Ленин? Как расшифровывается КПСС?». Юноша: «Не знаю: кто-то, что-то, да просто слово такое». — «Юноша, вы откуда?» — «Я из Урюпинска». Профессор вздыхает, ставит что-то в зачетку, отдает ее и говорит: «Эх, бросить бы все и уехать в Урюпинск». Здесь город показан как место, где живут немнимыми ценностями.

В современных анекдотах мы выступаем в двух контекстах: либо у нас не происходит ничего вообще, либо ничего хорошего. То есть в общественном сознании мы деградируем. И узнаваемость Урюпинска падает, особенно среди молодых людей, которые не знают рассказ Шолохова «Судьба человека», в котором часть действия происходит в Урюпинске. Бренд города — это в том числе долгосрочный ответ на вопрос «Как сделать так, чтоб Урюпинск по-прежнему был известен?».

Для моей команды это был второй проект по ситибрендингу. До этого мы занимались Добрянкой в Пермском крае. С Урюпинском мы просто очень хотели поработать, несмотря на то, что для нас это был убыточный заказ. Можно сказать, что мы сделали его просто так. Для создания визуального стиля мы провели маркетинговое исследование через собственный движок в интернете, за который платим. Плюс работа филолога (мы изучали, как воспринимается Урюпинск именно с этой точки зрения) и дизайнера, который разработал три полноценных варианта бренда. А еще копирайтинг, которым занимался я. За все нам заплатили 90 тысяч рублей, которые мы израсходовали в процессе работы, поэтому никто не получил гонорары.

Работа мечты и нехватка позитивной повестки

В процессе работы над брендом Урюпинска мы с женой поняли, что хотим туда переехать. Считается, что человек переезжает из одного города в другой из-за работы. Но в Урюпинске я зарабатывать не планировал — наоборот, сразу начал тратить. Мы с женой — представители профессий, которые не требуют привязки к месту, поэтому можем выбирать, где жить. Малый город Урюпинск мне подходит еще и потому, что теперь я могу проводить больше времени с семьей.

На удивление, я нашел два способа, как можно заработать «на Урюпинске». Первый — выиграть грант на проект и вознаградить за работу свою команду. Мне несколько месяцев платили зарплату за то, что я был контент-директором форума в Урюпинске, что в итоге пригодилось городу. Мы показали Урюпинск Европе — в 2016 году устроили выставку в Берлине. В 2019 хотим показать его Нью-Йорку. Сейчас мы ведем три проекта по брендингу с привлечением в том числе госбюджетного финансирования — для нас сразу было важно, чтобы брендинг институционализировался и государство понимало, зачем он нужен.


И второе — мне платят за ведение образовательных программ и выступления. Меня все больше просят рассказать про Урюпинск, многим интересно послушать про социальные явления в нашем городе. Дело в том, что у нас в стране дикая нехватка позитивной повестки. Есть запрос на истории, где кто-то что-то делает на ровном месте, а не просто купается в бассейне патернализма. В общем, я счастливый человек, мне реально готовы платить, можно даже сказать, за то, чтобы я жил в Урюпинске и реализовывал в нем социальные проекты.

Бабушки — главная движущая сила

В Урюпинске существует самая разветвленная сеть ТОСов (территориальное общественное самоуправление. — Прим. ред.) на душу населения в России: один на 736 жителей — такого нигде нет. Получается, у нас в городе нет точки, которая не принадлежала бы ТОСу. Плюс между ними существует бешеная конкуренция: в соседнем дворе так круто сделали, там уже три беседки! У нас четыре, они скоро нас догонят, давайте скорее сделаем пятую.

Как только приехал сюда, почти сразу узнал, что живу в ТОСе «Краснотал». Мы поселились в частном секторе, в 150 метрах от озера, где располагались пляжи. И вот однажды я шел к озеру и увидел на дереве объявление: «Краснотал» приглашает на субботник по облагораживанию пляжа». Ну, естественно, сходил: надо же заводить контакт, я в новом городе, у меня тут нет родственников.


Движущие силы ТОСов — бабушки. У них есть три преимущества перед молодыми людьми: во-первых, у бабушек в разы больше времени, чем у молодежи; во-вторых, у них больше компетенции, необязательно в урбанистике; в-третьих, у них больше желания быть востребованными. Не понимаю, как можно при таком наборе рассматривать бабушек как объекты, а не как субъекты. Мы о них заботимся, выдаем пенсию, под выборы подгоняем, а по факту — это главный ресурс, который должен развивать провинцию.

Шесть лет назад мы подсмотрели в Белгородской области идею ШОА — школы общественной активности. Сделали ее на свой лад: на 3–4 дня отправляем неактивных бабушек и дедушек в пионерлагерь «Хопер», с которым почти ничего не произошло с советских времен, и устраиваем им там реинкарнацию детства. Отряды, кричалки, вожатые и деловая программа, где их учат решать насущные проблемы «горизонтальным методом» — без жалоб наверх. За пять лет, пока существует ШОА, количество писем от пенсионеров на имя главы уменьшилось на 34%. А еще у школы есть два условия: в нее берут только неактивных и никто не ездит в нее дважды.

Горнолыжный склон в степи и вечный вопрос выбора

Главный мотив и ресурс того, чтобы что-то создавать и менять в городах, — личная заинтересованность. Я в этом убежден. Это необходимо понимать всем НКО, которые развивают города. Важно делать так, как хочешь сам. Пытаться собрать мнения «как вам кажется, где лучше сделать лавочки?» — не в этом вопрос. Вопрос в том, что лавочек нет, а ты хочешь и можешь их поставить. Например, через два с половиной года наш старший ребенок пойдет в школу, мы хотим, чтобы это была частная школа, которой в Урюпинске нет. И у нас с женой сейчас выбор: либо уехать, либо строить первую частную школу здесь.

Мы уже открыли здесь детский клуб по системе Монтессори. Он обошелся нам в восемьсот тысяч рублей. Сто тридцать тысяч мы собрали через краудфандинг, остальное вложили из своих личных денег. Просто мы хотели, чтобы в этот клуб ходила наша дочь. Через двадцать лет кто-нибудь из нынешних детей, которые тоже туда ходят, скажет нам спасибо. Но когда я впервые высказал идею появления такого клуба в Урюпинске, это звучало, как будто я сказал, что у меня кот в космосе побывает.


Мой близкий друг предприниматель Женя Лемешко открыл в Урюпинске горнолыжный склон — в степном городе, где бывает плюс пятьдесят летом, а зимой снега может не быть вообще. Просто Женя был единственным в городе, кто стоял на сноуборде. У него также был выбор: уехать жить в Сочи или построить склон здесь в самом глубоком овраге.

Еще один наш проект — «Столичная библиотека», на который мы как НКО потратили девять тысяч рублей. У многих дизайнеров, архитекторов, урбанистов есть своя хорошая домашняя библиотека. Мы всем, у кого эти книги стоят и пылятся, говорим: «Хочешь, чтобы твоя книжка улучшала мир? Принимай участие в проекте! Ты отдаешь нам книги, но они остаются твоими: мы пишем, что это твоя книжка, но находится она в библиотеке Урюпинска. Ты можешь забрать ее в любой момент, а можешь приехать навестить». Тут опять же личный мотив — на 70% мы загрузили эти стеллажи книгами нашей семьи. Местная библиотека не против, плюс это туристический проект, ведь этими книжками могут пользоваться в том числе приезжие.


Я также хочу развивать в Урюпинске кино. Хочу, чтобы у нас были фестивали, чтобы развивалась высокая кинокультура. У нас как у НКО есть на это средства, но не считаю, что кинотеатр в городе надо создавать за бюджетные деньги. Разве показ «Трансформеров» государство должно субсидировать? Ну бред же. Я привозил в Урюпинск актрису Марию Смольникову. Мы устроили творческую встречу с ней по билетам, за деньги, и бесплатно показали фильм «Дочь» с ее участием. За девять дней собрали 200 зрителей — это значительно для малого города. За счет собранных денег оплатили Маше билеты и другие расходы.

Не проблема, а возможность

У нас есть глобальная цель. Мы хотим стать для всех примером НКО по развитию города. Это легко сделать — сейчас нет НКО, которые бы занимались именно этим. Есть местные, районные НКО, есть защитники архитектуры и так далее. Если ситибрендинг работает на внешнюю аудиторию, на пиар, то НКО будет работать на внутреннюю аудиторию, чтобы жители города сами осознавали себя по-другому. Такие организации часто борются не с причинами, а со следствиями. Мы же хотим быть причиной улучшения жизни, а не работать со следствиями каких-то плохих вещей.

Я работаю не для того, чтобы решать проблемы. В ситибрендинге меня бесят вопросы: «Вот вы развиваете этот бренд, какие проблемы он решает?». Да брендинг вообще не про это! В Париже не думали: «Что-то пустоватое у нас Марсово поле, не хватает какой-то большой металлической конструкции». Эйфелеву башню построил Эйфель, потому что он этого хотел. Это как горнолыжный склон в степи. Писатель Мопассан выступал против башни, а потом начал ходить туда в ресторан, объясняя это тем, что это единственное место в Париже, откуда не видно башни.


Мы продвигаем бренд Урюпинска не для того, чтобы из города, например, перестала уезжать молодежь. Это было бы вранье. Она уезжает и будет уезжать — вопрос в том, она уедет и забудет город или все же будет помнить его.

Конечно, предполагаю, что могу когда-нибудь и сам уехать из Урюпинска. Но хотел бы, чтобы какие-то работы в нем продолжались. НКО «Столица провинции» пока что ассоциируется со мной, но я с радостью уступлю свою работу в городе местным кадрам, которыми мы хотим обзавестись.

Неприбыльное занятие и удобная история для журналистов
Брендинг городов сейчас — неприбыльное занятие, мало кто может за это заплатить. Еще лет пять–семь ничего не изменится. Лично для меня это дело в первую очередь стало выбором в пользу счастливой жизни. Я хотел в чем-то быть первым и совместить научную работу с тем, что мне нравится само по себе.

Большой вопрос, кто кого больше раскрутил — я Урюпинск или он меня. Пройдут эти пять–семь лет, и нашей команде пригодится портфолио, в котором есть брендинг этого города. Если бы я тогда не выбрал этот путь, то, скорее всего, был бы сейчас старшим бренд-менеджером какой-нибудь марки продуктов питания.


У меня вообще очень удобная для журналистов история: было все плохо — приехал Вася — стало все хорошо. Но до меня этот город был классный, и когда я уеду, он тоже будет классный. Его делают лучше люди, которые там живут. А я просто на отдельном промежутке времени привнес что-то хорошее. И продвигать Урюпинск мне было легче именно потому, что он классный сам по себе.

Текст подготовлен Агентством социальной информации (АСИ). Василий Дубейковский — участник информационной кампании о профессионалах некоммерческого сектора России и их карьере «НКО-профи», совместного проекта АСИ, Благотворительного фонда В.Потанина и «Группы Stada в России» в партнерстве с «Афишей Daily».

По следам экскурсии "Храмовая архитектура и история Саратовского Прихопёрья"

Автор - Юрий Чернышов

Я виноват перед своими читателями. Не выложил своевременно материал по интереснейшей экскурсии - "Храмовая архитектура и история Саратовского Прихопёрья", организованной "Саратовской фототропой" и в которой я был гидом-экскурсоводом. Надо восполнить и этот пробел.

Зубрилово – село в Тамалинском районе Пензенской области, граничащим с Ртищевским районом Саратовской области. Здесь находится жемчужина храмовой архитектуры, памятник культуры и истории Федерального значения - действующая церковь Михаила Архистратига, расположенная в ныне руинированной усадьбе князей Голицыных.

Некогда район входил в состав Саратовской губернии, и потому этот культовый объект одинаково близок как жителям Пензенской области, так и саратовцам.

Хотя путь от Саратова до Зубрилово не близкий - 4 с половиной часа на туристическом автобусе, взыскательный и невероятно любопытный саратовский турист ежегодно по нескольку раз посещает Зубрилово. При этом в одном туре совмещает посещение Зубрилово с некоторыми другими объектами православной культовой архитектуры саратовского Прихопёрья, здесь весьма разнообразной.

Программа тура из Саратова в таком случае выглядит так:

7.00. Отправление из центра Саратова. Досматриваем сны в комфортабельном микроавтобусе, начинаем разговор о культовой православной архитектуре саратовского Прихопёрья.


7.00 – 09.30. Переезд Саратов – с. Переезд (такая вот тавтология)

09.30 - 10.00. Село Переезд (Екатериненский район). Знакомство с храмом Михаила Архангела. Храм является одним из самых ярких примеров культового православного зодчества на территории Саратовской области. Рассказ об истории Храма. Исполнен Храм, как утверждают многие источники, в «византийском стиле». Впрочем, другие источники утверждают, что единственным храмом, исполненным в этом стиле, является Свято-Благовещенский собор в г. Харьков. Если это так, то храм в Переезде – второе известное сооружение в этом стиле.

10.00 – 11.30 - Переезд в с. Чиганак .

11.30 – 12.00 – Осмотр церкви в с. Чиганак.

Чиганак – место, где во всём своём разнообразии проявляется философия руинированности. Говорят, что храм в Чиганаке очень похож на тот, что в Новохопёрске. Да и все храмы в Прихопёрье - типичная «прихопёрская» церковная архитектура: приземистая, без архитектурных изысков, будто укореняющаяся в прихопёрскую землю. Храм в Переезде и Зубриловский Храм - он у нас впереди - на этом фоне - редчайшие исключение.

Храм в Чиганаке - место, где тянет пофилософствовать. Тому способствует и рядом расположенный клуб-библиотека, и телефон в красной скорлупе, установленный у клуба, что расположен рядом с церковью, и название улицы, – имени первого космонавта Ю. Гагарина. Здесь всё это располагается в немыслимой гармонии или, наоборот, - в кричащей дисгармонии.

И для людей размышляющих эта дисгармония совершенно созвучна жизни современной России. Только что это: специфика модернизирующейся России, или символ неискоренимого российского консерватизма?

Храм не раз уже показан на фото и описан. Он утратил колокольню, но на его стенах сохранилась роспись. В 2009 году Храм отметил своё 200-летие. Признан историко-культурным наследием Саратовской области, подлежит восстановлению.

Самым удачным для участников экспедиции может стать то, что клуб будет открыт, и удастся пообщаться с его хозяйками – завклубом и библиотекарем, то есть, ведающими всем, что составляет культурный фон сегодняшнего села, бывшего некогда огромнейшим селом и центром нескольких волостей, а также станицей прихопёрского казачества. И сейчас при клубе действует ансамбль стариной казачьей песни.

12.00 – 13.00 Переезд в с. Зубрилово.

13.00 - 16.30 Осмотр усадьбы Голицыных в с. Зубрилово и церкви Михаила Архистратига. Посещение церкви и знакомство с росписями стен, носящих характер масонской символики, а также, возможно, с демонстрацией «чудесного» появления «шаров праны» (в случае работы церкви). Рассказ о других «чудесах» и особенности культовой архитектуры и «таинств» церкви, Посещение памятного места И.А. Крылова.


16.30- - 18.00 Пикник на берегу Хопра.

18.00 – 22.30 Возвращение в Саратов. Делимся впечатлениями, предвкушаем разбор фото и осмысление легенд. Радуемся жизни и думаем о вечном.

Это расписание в данной поездке пришлось сильно скорректировать в силу короткого светового дня поздней осени, а также из-за договорённости с о. Николаем - священником церкви в Зубрилово - встретить туристов, но, желательно, до 12 часов дня. Дело в том, что живёт о.Николай в райцентре Тамала, километрах в 25 от Зубрилово, и на его попечении находится несколько окрестных приходов, которые он должен будет посетить в этот субботний день. По этой причине экскурсию решено было начать с Зубрилово, а дальше - как позволят время, погода, дорожные условия и «непредвиденные обстоятельства». Все допущения оказались как «сон в руку» - их всех в эту поездку выдалось изрядно. Кроме времени.

К счастью, главная цель – Зубрилово - оказалась достигнутой. Туристов встретил о. Николай и сам провёл экскурсию по церкви. А затем был осмотр руинированного дворца, колокольни, стоящей далеко от церкви, пирамидальной часовни – места кончины княгини, памятного места пребывания И. А. Крылова.





Завершением экскурсии по усадьбе стало непременное знакомство участников с перекусом бутербродами и чаем из термосов. Прошло оно рядом с микроавтобусом на фоне главной достопримечательности экскурсии – Храма. Впрочем, прекрасные фото, сделанные экскурсантами, впечатляют больше слов и говорят о том, что для кого как, а для подлинных любителей истории «у природы нет плохой погоды».

Что касается погоды, она - то заманивала успокоением, то начинала бесновато кидаться снегом в лобовое стекло микроавтобуса, залепляя его так, что при возвращении из Зубрилово - перед Чиганаком, - из-за плохой видимости не сориентировались относительно нужного поворота и пришлось возвращаться назад.


Дорожные условия оказались, как водится, весьма «российскими». Уже на подъезде к Зубрилово – на грейдерном участке - они «погрозили пальчиком», а в Чиганаке перешли в «непредвиденные обстоятельства» и просто не пустили транспортное средство дальше окраины села. Здесь кто-то из мудрых властей предержащих определил место для автобусной остановки, а, следовательно, и конец асфальта. То есть, у села асфальтовое покрытие закончилось, и дорога к Храму по селу утопла в грязи, как во времена нашествия Мамая или Батыя. Но современные «мамаи» и батыи» не остановили упорных саратовских туристов, и они исполнили своё высокое намерение – приобщиться к историческим истокам. Увы! Все эти причины, плюс обед с заездом в Аткарск, отняли светлое время короткого дня, и Храм в Переезде пришлось осматривать в свете автобусных фар.

Впрочем, такой колорит, возможно, делает экскурсию ещё более памятной. Чем и приходится утешаться. 

От Зыбина к Зыбину

Автор - Юрий Чернышов

 

Прошли времена, когда слова «Саратов, глушь, деревня» звучали как синонимы. Сегодня, не только сам Саратов, но саратовская глубинка не желает быть ни глушью, ни деревней.

И то, что когда-то снобистски было бы причислено к «глуши», теперь, в духе времени, называется «туристическим кластером».

Как-то вдруг оказалось, что мест и местечек, потенциально готовых слыть в таком качестве, в Саратовской области множество (как, думаю, и в других региона российских земель).

Но что же подталкивает российские малые города к развитию именно в туристическом направлении? Может быть, главной причиной стало общенародное бедствие с использованием трудовых ресурсов?

По словам горожан, очень многие жители, не находя себе применения, ищут заработок уже даже не в ближайшем Саратове (в этом отношении и сам Саратов - разорённый как после нашествия гуннов!), а в Москве. В последнее время домашний очаг и семьи покидают ради заработка на стороне не только мужчины, но уже и женщины.

Туризм, формирование «туристических кластеров» хотя и не может решить всех проблем, связанных с трудозанятостью, служит, всё-таки, привлекательным маяком.

А если обратиться к строгой научной терминологии, описывающей процесс, то происходящее можно обозначить как «формирование локальной идентичности», исторически обозначенной территории, имеющей специфические особенности, выделяющие её из окружающих территорий».

И чтобы довести до осознания широкой общественности сей факт, 8 декабря 2017 года Министерство молодежной политики, спорта и туризма организовало пресс-тур в недалёкий от Саратова городок, райцентр Аткарск, для ознакомления «с туристическим кластером Аткарского района».

Министерство делает это не в первый раз, но, кажется, впервые зимой. Торгово-гостиничный комплекс «Карета» - первый объект кластера, представленный гостям. (Рис. 1)


Сказочный Пегас перед комплексом, запряженный в сани, сулит что-то заманчивое. Возможных скептиков в том убеждает поднятая нога Пегаса. По поверью, если потереть его подкову это обязательно принесет удачу. (Рис .2)


Прогулочные сани и рыцари в полном облачении, что приветствуют гостей у входа в ресторан «Айвенго» торгово-гостиничного комплекса, дополняют обещание. (Рис. 3, 4)



Кофе-брейк в ресторане «Айвенго» стал и пресс- конференцией с главой администрации Аткарска Виктором Елиным и знакомством с удивительным человеком создателем комплекса и его владельцем Вячеславом Тристановичем. (Рис. 4, 5, 6)



Хозяин гостиницы, - поклонник Вальтера Скотта, - издавна задумал спроектировать и построить ресторан в духе средневекового рыцарства. Этот дух витает в стенах здания, названного именем Айвенго. О том напоминают барельефы и фигуры рыцарей в разных частях комплекса. Ну и символикой рыцарской любви комплекс вообще, а свадебный его номер, особенно, наполнен, похоже, по принципу «хорошего много не бывает»! (Фото 7 - 11)





Кстати, гостиница примыкает к архитектурному памятнику регионального значения - зданию женской гимназии. Здание, местами начавшее разрушаться, сегодня находится на реставрации. (Фото 12, 13, 14)




И, хочется надеяться, что тесное соседство с новейшим комплексом, поможет  сохранить памятник архитектуры. Тем более что таких краснокирпичных зданий, построенных в стиле «русский модерн», в городе не очень много. Приверженцем этого стиля был в бытность главой города легендарный градоначальник Федор Николаевич Павлюков.

При Павлюкове в Аткарске было развернуто масштабное строительство новых сооружений, появилось несколько учебных заведений, больница, пожарная часть и многие другие здания, ставшие символами города и объектами туризма. Пребывание Павлюкова в должности руководителя города является своего рода рекордом. Федор Николаевич шесть раз избирался городским головой и прослужил родному Аткарску в этом качестве с 1893 по 1917 год - целых 23 года!

Парк, по существу - это музейный комплекс: на его территории в небольшом старинном здании расположены собственно краеведческий музей, а ещё и зоопарк. Подобным комплексом не может похвалиться даже областной центр. Но и парк сам по себе представляет музейное пространство, это некий музей парковой скульптуры. Вдоль аллей парка установлены бюсты известных исторических личностей, в том числе и знаменитого градоначальника Ф.Н. Павлюкова, сказочных персонажей и настоящая скульптурная редкость бюст Сталина (Джугашвили Иосифа Виссарионовича). Здесь как бы сосредоточены, собраны воедино разновременные, но очень значительные страницы и этапы история города и страны. (Рис. 15, 16, 17)




На зимний период скульптуры и бюсты укрываются полиэтиленовой плёнкой.

И пусть этот парк не чета мировым образцам, но благодаря тому, что он создаёт «музейное пространство», парк превращается в своеобразный «храм памяти, наук и муз».

А сразу из музейного пространства гости попадают в зоопарк, довольно основательный для районного центра. Кажется, в области подобного нет нигде. Даже в Саратове.

Кроме всякой обычной для зоопарков живности, легендой зоопарка стал волк Бор. Тоже, вроде, невесть какая невидаль! Но этот волк, некогда попавший сюда маленьким волчонком и выхоженный в подневольных условиях, будто понимает человеческую речь. И, похоже, обладает хорошей памятью. Лет 20 назад я, впервые увидев его, обратился к нему с речью. Тогда он озлобился и зарычал. Теперь даже попозировал. (Рис. 18, 19)



И здесь же, в парке, в небольшом историческом здании расположен и очень интересный краеведческий музей. (Рис. 20)


Увы! Пространство музея, так насыщено экспонатами, что для некоторых экспозиций его уже не хватает и экспонаты приходится хранить…в сундуке, грудить на тумбочках и использовать даже подоконники. (Рис. 21)


Трудно в такой тесноте приходится и посетителям, и экскурсоводам, и другим работникам музея. Да и глава города в этот раз, кажется, почувствовал это! (Рис. 22)


Вот бы отвести под музей здание женской гимназии после её реставрации, а здесь оставить филиал! Но, помнится, однажды было сказано, как отрезано: «Денег нет! Держитесь!». Вот и держатся аткарчане!

Контраст пространства музея с музейным пространством парка, естественно, - удручающий! Но любовь к родному краю это обстоятельство, к счастью, не затрагивает!

И так же, как в гостиничном комплексе с помощью картин, здесь скульптурной композицией «Я люблю Аткарск» наглядно демонстрируется то, что город переполнен любовью. (Рис. 23)


Пройдя по аллеям исторической и иной скульптуры, посетив музей, пообщавшись с животным миром, и выйдя из парка, посетители сразу попадают в Центр досуга и кино имени Бориса Андреева. Здесь не только демонстрируется фильмы в три-D качестве, но и расположена сувенирная лавка, в которой можно приобрести памятные сувениры для себя и подарки для своих близких. (Рис. 24)


Бывали времена, когда большой зал Центра просто пустовал. Но Центр досуга выиграл грант на реконструкцию, и ситуация изменилась. А может, как полагают работники Центра, людям просто надоело просиживать в одиночестве перед телевизором и им захотелось новизны и нормального человеческого общения? (Рис. 24, 25)


Гордостью жителей и властей города стал железнодорожный вокзал. (Рис. 26)


Здание построено в 1894 году по проекту известного саратовского архитектора Петра Митрофановича Зыбина и является памятником градостроительства и архитектуры регионального значения.

Символично, в доме архитектора Зыбина в Саратове сейчас располагается то самое министерство, которое и организовало поездку в «туристический кластер».

Во время последней масштабной реконструкции вокзала зданию вернули его первоначальный вид со стенами из красного кирпича.

При этом старую штукатурку заменили на клинкерную плитку кирпичного цвета. Сейчас железнодорожный вокзал в Аткарске снаружи выглядит так, как и 120 с лишним лет назад. Внутри, конечно, всё изменилось до неузнаваемости.

Зал ожидания, комнаты отдыха пассажиров, кассы осовременили. Колонны внутри вокзала окрасили в белый цвет и дополнили подсветкой. Решение оказалось удачным зал ожидания стал напоминать иные станции московского метро. (Рис. 27) 


В ходе реставрации были также заменены входные двери и в духе современных требований обустроен пандус для инвалидов. В дополнение ко всему был благоустроен и окружающий здание сквер.

Так, историческое здание, несмотря на свой более чем почтенный возраст, не только продолжило выполнять свои прямые функции, но и стало объектом внимания туристов.

Интересным для посещения является «Дегтярный родник, расположенный в черте города. Здесь гости могут не только набрать воды «в брендированные бутылочки», но и искупаться в купели. Оживляют спуск к роднику и купели цветные рисунки, коими разрисован забор вдоль спуска. Добрым напутствием кажется караван верблюдов в жаркой пустыне. (Рис. 28, 29)



Журналист газеты "Богатей", автор данного текста, вдохновлённый видом верблюдов в пустыне, пожелал охладиться в купели и не пожалел о том. (Рис 30)


Тур завершился на базе отдыха «Приречное», расположенной в живописном месте за городом близ реки Медведица. База прекрасное место для пляжного отдыха и байдарочных сплавов, а, иногда, и для удачной рыбалки. Рядом - сосновый бор, в котором обитает разнообразная дичь, растут грибы и ягоды.

Здесь красота природы сочетается с высоким уровнем комфорта. Что делает базу отдыха «Приречное» привлекательной для тех, кто устал от городской суеты и хочет насладиться уединением, близостью природы в сочетании с шикарными интерьерами домиков для гостей и, конечно, изысканными блюдами из мяса и дичи. А интерьеры повторяют, кажется, любимый тезис аткарчан: «Любите свой край! Или, хотя бы, просто любите!». Впрочем, гости могут выбрать и активный отдых: катание на лыжах (некоторые журналисты этим не преминули воспользоваться) или снегоходах. (Рис. 31, 32, 33. 34) 





Заключительный обед в комплексе прошёл, можно сказать, в формате круглого стола. На нём выступили все желающие со своими оценками увиденного и предложениями хозяевам, направленными на развитие кластера. (Рис. 35)


В частности, были высказаны пожелания о развитии водного туризма по реке Медведица и возрождении давней традиции - известного в советское время весеннего водного слалома близ Аткарска на участке Медведицы, именуемом «Громок».

Некогда слалом привлекал до нескольких сотен туристов и зрителей из Саратова, саратовской области и даже соседних областей. Доставлял всю эту массу участников курсировавший тогда местный поезд Саратов-Аткарск-Лысые горы. Случалось, что к поезду, трасса которого пролегает вдоль реки Медведица и примыкает к «Громку» недалеко от «Приречного», в Саратове прицепляли дополнительные вагоны для туристов.

Понятно, что одномоментное мероприятие не сулит значительной экономической выгоды. Но оно может стать заметным дополнением к бренду кластера, например, таким: «Водный слалом «Аткарский «Громок».

Глава администрации обещал подумать над предложением. А участники пресс-тура способствовать популяризации кластера. Тем самым здесь может сформироваться (как знать!) новая региональная территория, получившая в науке название «локальная идентичность». Иначе - территория, столь заметно отличающаяся от окружающих местностей, что её обязательно захочется посетить. И не один только раз!

«Карамыш». На грани аномалий

Автор - Юрий Чернышов

Карамыш – речка, протекающая в Волгоградской и Саратовской областях. Она полуокружностью – полуокружностью! – охватывает территорию, сердцевиной которой является так называемая Медведицкая гряда. Территория прослыла проявлением множества непонятных природных и эзотерических явлений и потому заслужившая, во многих своих местах, определение «аномальной». А речка Карамыш, - можно сказать, - это грань аномалий.

В двух километрах от речки находится железнодорожная станция, названная, как и речка, – Карамыш. Ещё километром далее расположено уникальное историческое селение Усть-Золиха, имеющее и историческое, немецкое название – Мессер.


Усть-Золиха

Туристы, направляющиеся на Медведицкую гряду автотранспортом со стороны Саратова и, - реже, - Волгограда, обязательно останавливаются у исторического объекта в Усть-Золихе – руинированной евангелической церкви. Памятнике готической архитектуры на территории бывшей Автономной Республики немцев Поволжья (НП АССР). 


Здесь туристы устраивают лёгкий завтрак, знакомятся и слушают короткий рассказ экскурсовода.


Перекус


Вид церкви сбоку


Вид внутрь церкви

Последний фрагмент цветного стекла

И не без удивления узнают, что находятся в том самом месте, где в 1814 году в семье лютеранского пастора немецкого поселения Мессер (таково немецкое название Усть-Золихи) родился будущий российский поэт Эдуард Иванович (Иоганович) Губер.


Э. Губер

Родился он в тот же год, что и другой русский поэт – Михаил Юрьевич Лермонтов.

История самой церкви -– третьей по счёту на этом месте (1767?, 1835, 1913 гг.) – отдельный рассказ, повествующий ещё об одной «аномалии» - историко-культурной.

Э. Губер - первый в России переводчик знаменитого произведения «Фауст» Гёте, друг А.С. Пушкина, написавший после кончины Пушкина стихотворение «На смерть Пушкина». И снова удивительное совпадение - название почти полностью сходно со стихотворением М. Лермонтова: «Смерть поэта (На смерть Пушкина)».

Но и на этом интереснейшая историческая фабула не заканчивается, а только начинается. Дело в том, что вдохновил Губера на поездку к Гёте и перевод «Фауста» великий европейский и русский просветитель, непостижимым образом сочетавший в своём мировоззрении материалистические и мистические взгляды, друг талантливейшего российского государственного деятеля и реформтора Сперанского, блестящий организатор масонства в России и в Саратовской губернии Игнац Аврелий Фесслер.


И. Фесслер

Он, Фесслер, в 1809 году был приглашен М.М. Сперанским в Россию, преподавать философию(!) в Санкт-Петербургской духовной академии (созданной на базе Александро-Невской лавры в С.-Петербурге). Духовная Академия в то время была совершенно уникальным заведением (см. Справку). Служил Фесслер и в комиссии составления законов. Занимая важное место в масонской иерархии, участвовал в обсуждении различных проектов по реорганизации русского масонства.

Спросите, как такое стало возможно? А благодаря всё тому же Михаилу Михайловичу, ранее прошедшему обучение в этой Академии, – гению российского государственного управления (см. Справку).

А в 1810 году и сам Сперанский вступил в масонскую ложу «Полярная звезда», основанную в 1809 году Игнацем Аврелием Фесслером, который и руководил ею.

Сохранилось свидетельство М. Л. Магницкого, который позднее писал: «Ложа сия, председательствуемая в тот день Сперанским, состояла из Фесслера, Тургенева, Уварова, Дерябина, Пезаровиуса, Злобина, Гогеншильда и Розенкампфа».

Чувствуете, какой вес имели члены ложи в российском обществе?

Злобин, упомянутый в этих воспоминаниях, это, видимо, Вольский купец Злобин, друг и финансист саратовского губернатора Панчулидзева. Позже, во время изгнания Фесслера в Саратовскую губернию, он организует в Вольске пансионат «Пропилеи», куда пригласит преподавателем Фесслера на весьма приличное по тем временам жалование.

Изгнание состоялось в 1811 году. Как вспоминал митрополит Филарет: «Фесслер изгнан после того, как подал конспект по древностям Восточной Церкви, где, между прочим, поместил выражение, что богослужение наше слагается из двух компонентов: лирического и драматического… Впоследствии, при постигшем Сперанского несчастии, <…> нашли у него тетрадь руки Фесслеровой, <…> где он доказывал, что Иисус Христос есть не более, как величайший философ».

За подобную ересь Фесслер и был изгнан из духовной Академии и направлен в Саратовскую губернию. Но и тут он остался верен себе и в 1815 году организовал в Саратове масонскую ложу. А в ложу вошли гвардейский капитан, друг Пушкина Каверин, сын Злобина, сын губернатора Панчулидзева и…Иоган Губер! В исторических документах ложа так и именуется - «Ложа Фесслера».

А в 1823 году, уже в должности суперинтенданта, перевёл Иогана Губера - пастора церкви в Мессере - пастором лютеранско-евангелической церкви в Саратове. Той самой, где в 1815 году было проведено первое собрание первой саратовской масонской ложи. Эдуарду Губеру тогда было всего 9 лет.

Церковь находилась на нынешней ул. Радищева. Позже на её месте была построена каменная церковь Св. Марии. Но эта церковь разделила судьбу церкви в Усть-Золихе. В 30-е годы в ней разместили кукольный театр, а в 1960-е годы она была разрушена (Рис. 9, 10, 11, 12).


Церковь Св. Марии


Церковь Св. Марии


Кукольный театр в церкви


Разрушение церкви - кукольного театра

От руинированного культурно-исторического объекта в Усть-Золихе хорошо виден золочёный купол построенной на территории ИТК уже в постсоветской время православной церкви.


Прямо-таки иллюстрация песен В.Высоцкого. Тут и «А ещё вином много тешились, / Разоряли дом, дрались, вешались» и «Купола в России кроют чистым золотом, / Чтобы чаще господь замечал».

В этом месте соседствуют совершенно несовместные с моральной точки зрения «памятники» российских общественных отношений: сама руинированная евангелическая церковь, закрытая в годы воинствующего атеизма, примыкающий к ней клуб – очаг, так сказать, «социалистической» культуры (Рис. 14,15) и, - по соседству, – исправительно-трудовая колония с производственными участками - местом подневольного труда.


Дом культуры


Сакральное место

Что и делает преддверие Медведицкой гряды, - Усть-Золиху, местом, с историко-культурной точки зрения, совершенно «аномальным».

Руинированная церковь находится в абсолютно бесхозном состоянии, постоянно разрушается и через несколько лет может просто исчезнуть. Так разве не стоит запечатлеться на том фоне, который пока ещё сохраняется как историческая ценность?

От этого горестного сакрального места туристы направляются к следующей остановке – у моста через речку Карамыш, за которым начинается непосредственно аномальная территория, ведущая к Медведицкой гряде. Да и сама речка является «аномалией», но уже в геологическом смысле.

На остановке у моста туристы услышат и сами наглядно убедятся в существовании одного из самых аномальных, можно сказать, - «невероятных» явлений на Медведицкой гряде, – речке, «текущей вспять».

И узнают, как такое возможно.

Об этом – следующий рассказ



Справочно: Александро-Невская семинария

В Александро-Невскую семинарию направлялись лучшие слушатели провинциальных семинарий со всей России. В их число удостоился чести попасть и Михаил Михайлович Сперанский, по направлению прибывший в столицу. В обновлённой Александро-Невской семинарии главный упор (помимо собственно богословских дисциплин) был сделан на высшую математику, опытную физику, «новую» философию (включая творчество «богоборцев» Вольтера и Дидро) и на французский язык (международное средство общения интеллектуалов того времени). Во всех этих дисциплинах Сперанский быстро сделал блестящие успехи. Свободно овладев французским, он увлёкся просветительской философией, что наложило несмываемый отпечаток на него в будущем. Чрезвычайно интенсивный характер обучения в «главной семинарии» вместе с суровым монашеским воспитанием воздействовали на семинаристов в сторону выработки у них способности к продолжительным и напряжённым умственным занятиям. Постоянные упражнения в написании сочинений развивали навыки строгого, логичного письма. Выдающийся ум и независимость суждений проявляются в ученических проповедях Сперанского.

А суждения М.М. Сперанского были таковы, что они актуальны в отношении российской действительности и сегодня. Вот одно их них:

«Я бы желал, чтоб кто-нибудь показал различие между зависимостью крестьян от помещиков и дворян от государя; чтоб кто-нибудь открыл, не все ли то право имеет государь на помещиков, какое имеют помещики на крестьян своих.

Итак, вместо всех пышных разделений свободного народа русского на свободнейшие классы дворянства, купечества и проч. я нахожу в России два состояния: рабы государевы и рабы помещичьи. Первые называются свободными только в отношении ко вторым, действительно же свободных людей в России нет, кроме нищих и философов».

Обратим внимание на знакомство Сперанского с трудами Вольтера и Дидро. Особенно – Дидро, масона и одного из идеологов создания на территории Поволжья колоний «свободных» землепашцев, их становления и культурного влияния, тем самым, на развитие России.

Селение Мессер - Усть-Золиха (основана в 1766 г.) с прилегающими землями была одной из таких колоний! А истории колонизации Поволжья - от замысла до воплощения – посвящена статья автора: «Колонизация Поволжья – масонский проект?» (ежемесячник «Саратов», № 5, сент.-от. 2003 г.).

«Паницкое». Как много в этом знаке!

Автор - Юрий Чернышов


На 60-м километре трассы Саратов-Волгоград стоит придорожный знак, указывающий поворот на дорогу, ведущую к железнодорожной станции Паницкая. Место у знака - первая остановка туристской экскурсии из Саратова на Медведицкую гряду.

Почему есть смысл остановиться в этом месте?

Этот знак - символический пограничный столб. Здесь туристы кратко знакомятся с Введением в содержание экскурсии и, более подробно, – с эзотерическими мифами о Медгряде и действительной историей этих уникальных мест.

Знак примерно обозначает формальную границу Автономной Советской Социалистической Республики Немцев Поволжья (НП АССР), существовавшую до августа-сентября 1941 года. Тогда, 26 и 28 августа были приняты Правительственное и партийное (ЦК ВКП (б)) решения о её ликвидации и депортации немцев Поволжья (главным образом – в Сибирь). Большая часть территории Республики была присоединена к Саратовской области, меньшая - к Сталинградской (сейчас – Волгоградская).

Территория, называемая Медведицкой грядой, расположена в пределах бывшей НП АССР по обе стороны границы между областями.

Сама надпись на указателе – «Паницкое» - явно аномальная. На географических картах такого названия просто нет. А есть «Паницкая». Так называется поселение городского типа, включающее железнодорожную станцию и собственно посёлок с одноимённым названием. Во время Автономии немцев Поволжья посёлок назывался «Животноводческое хозяйство №595 «Роте Фане» («Красное знамя»).

Название же посёлка «Паницкая» происходит от одноимённой железнодорожной станции. Станция вошла в историю Великой Отечественной войны как начальный пункт строительства рокадной железной дороги Саратов-Сталинград в феврале-октябре 1942 года - тяжелейшие месяцы обороны города от немецких захватчиков. Дорога сыграла важнейшую роль в переброске резервов на северный участок обороны и сделала возможным фланговый удар по осаждавшим город войскам, а затем и их окружение.

И здесь появляется первая историческая неувязка. Изестно, что своё название станция получила в день принятия в эксплуатацию линии Саратов–Иловля – 24 октября.

А название станции, как о том гласит легенда, дано в честь женщины-бригадира по фамилии Паницкая, проявившей себя героически при строительстве рокады.

Но как же быть с писаной историей, указывающей, что строительство рокады началось от станции Паницкой? Если к началу строительства – февраль-март 1942 года - не только названия, но и станции такой не существовало? И как, в таком случае, могло начаться строительство в 60-ти километрах от Саратова? Как осуществлялось обеспечение стройки необходимыми материалами?

Долгое время поиски ответов на эти вопросы, мягко говоря, не поощрялись. Стимулом к поиску стал неприметный повод - фото в книге «Медведицкая гряда» Вадима Черноброва – первооткрывателя аномальной территории, который и придумал ей название - «Медведицкая гряда».


Подпись под фото гласит: «Заброшенные постройки на Миллеровской дороге». И всё! Больше никаких пояснений даже в тексте книги! То ли автор не захотел развивать эту тему, то ли чего-то поостерёгся.

А «постройкой» назван водопропускник! Сооружение, оставшееся от строительства почти забытой Миллеровской железной дороги.

На фото в книге - водопропускник в широкой балке Щельнинская. Он - ближайший к посёлку Паницкая и полностью состоит из двух арок, - «сдвоенный», так сказать.


Объект заметен даже на виде из космоса.

Летом Щельнинская балка бывает почти сухая. Правда, автодорога предпочитает огибать арки водопропускника. Весной же здесь буйствуют паводковые воды и устремляются по балке в речку Карамыш.

Но что за блажь – строить такой основательный водопропускник в голой степи?

Однако, - в голой ли? Не надо быть очень наблюдательным человеком, чтобы увидеть, что к водопропускнику со стороны Паницкой подходит песчаная насыпь, а после арок она продолжается, насколько видит глаз. Насыпь для чего? Уж, не для железной ли дороги?

Верно!

О ней и говорит подпись под фото в книге В.Черноброва, - Миллеровской железной дороги. Название дороги, в данном случае, происходит не от фамилии, а от названия города в Ростовской области. Хотя исторически название самого города имеет именно фамильные корни. Город Миллерово основан как хутор в имении войскового старшины немца Ивана Миллера, в 1786 году. Железная дорога Саратов-Миллерово строилась в этих местах с1928 по 1933 годы. А затем, недостроенная, была законсервирована. Да так и осталась в таком состоянии на все последующие годы.

Находится сдвоенный водопропускник километрах в 30 - если по прямой - от центра территории, именуемой Медведицкой грядой. Тем самым В. Чернобров обозначил и примерный размер аномальной территории. В центральной части экскурсии, на самой Медведицкой гряде туристы увидят подобные объекты воочию. Они показаны и в материалах, размещённых на этом сайте (в том числе и в очерке «Реквием по Медведицкой гряде?).

Теперь всё становится на свои места. Строительство рокады началось от места, названное позже «станцией Паницкая» потому, что до этого места от Саратова железнодорожное полотно уже было уложено. Оно было уложено даже дальше этого места, но… в юго-западном направлении. А именно - по мосту через речку Карамыш до хозяйства «Роте Фане» (сейчас – посёлок «Паницкая»).

Уложили полотно строители Миллеровской дороги. Основной контингент которых составляли заключённые в количестве… 120 000 тысяч (!) человек!

Для них вдоль трассы было построено несколько лагерей. Некоторые из лагерей сохранились и функционируют и в наше время. Да и рокаду строили тоже заключённые. Часть уже построенной Милеровской дороги - «заречную» - пришлось разобрать и продолжить железнодорожное полотно по другому - правому - берегу Карамыша уже как рокаду.

Вот одна из причин того, что история строительства Миллеровской железной дороги, а также часть истории строительства рокады долгое время оставались как бы «в тени». Не принято было видеть в «героическом труде советских людей» и труд заключённых.

Так и не построенная железная дорога Саратов-Миллерово, породила всевозможные легенды и мифы. Один из них, имеющий и сейчас хождение среди краеведов, говорит о том, что над построенными, но не соединёнными с насыпью железной дороги водопропускниками, иногда пролетает виртуальный поезд. При этом ни весть откуда появившиеся светофоры закрываются на переездах и исчезают после прохода «летучего» поезда.

Подытоживая, скажу, что указатель на Паницкую, таким образом, указывает на то место, где в невероятной, аномальной степени проявились и проявляются до сих пор, кроме всего прочего, забвение истории и невнятность топонимики, - зеркала административной небрежности и формализма. Он, - указатель, - и сам такое же «зеркало».

Подробная история строительства дороги описана мной в книжке «Загадки Медведицкой гряды и тайна Миллеровской железной дороги».

Придорожный указатель обозначает и место, где аномальная территория - Медведицкая гряда - отграничивается речкой Карамыш. Причём речка в этом месте и сама проявляет «аномальность».

Здесь она, как и на протяжении 40 км своего течения по территории некогда Бальцеровского кантона (сейчас - Красноармейского района Саратовской области), протекает между реками Волгой и Медведицей, текущими на юг. Но вопреки, казалось бы, очевидности, Карамыш течёт им навстречу - на север. Это выглядит так, как если бы после дождя потоки воды по разным сторонам улицы текли бы в одну сторону, а между ними, по середине улицы, бежал бы ручей навстречу этим потокам!

Такова геоморфология Медведицкой гряды – ещё одна аномальность территории!

Рядом с указателем на станцию Паницкая у туристов появляется первое ощущение того, что с территорией, называемой Медведицкая гряда, что-то не всё ладно. И в том, что это именно так, им придётся убедиться ещё не один раз в ходе экскурсии.

Так почему бы и не запечатлеться там, откуда начинаются удивительные места и удивительная история этих мест?

Видеолекция Юрия Чернышова о Медведицкой гряде. Часть 2

Продолжение видеолекции Юрия Чернышова о Медведицкой гряде.


Задавайте свои вопросы лектору в комментариях, мы обязательно ответим на них!


Часть 2:



Первую часть лекции можно посмотреть здесь.

Видеолекция Юрия Чернышова о Медведицкой гряде. Часть 1

Друзья, мы наконец смогли ознакомиться с небольшим, но очень познавательным фильмом, снятым Владимиром Янченко в ходе лекции Юрия Чернышова для Саратовского регионального отделения "Федерации Йоги России".

Лекция состоит из двух частей и может дать любителям аномалий некоторую  дополнительную информацию о фактическом положении вещей в этой загадочной зоне.

Рады поделиться с вами!

Часть 1:


Реквием по Медгряде?

Автор - Юрий ЧЕРНЫШОВ


27 июля и 25 сентября состоялись последние, видимо, в сезоне 2017 года посещения туристами из Саратова Медведицкой гряды. Сезон впервые проходит без участия первооткрывателя этой территории как аномальной зоны, лидера Общероссийской Научно-Исследовательской Общественной Организации (ОНИОО) «Космопоиск» Вадима Черноброва, скончавшегося 18 мая этого года.


Рис. 1.


Рис. 2.

Рис. 3. Группа июля 2017 года решила позиционировать себя самым естественным образом: "Саратовская Группа Любителей Аномалий" (СГЛА). Чего же лучше?


На месте постоянного летнего лагеря этой организации - «Космопоиск-8» - поклонники и почитатели лидера организации уже установили памятный знак с металлической табличкой, на которой выгравирован профиль В. Черноброва. Заново покрасили они и детище В. Черноброва, - так называемую «Машину времени», - и укрепили на ней фото В. Черноброва. Сейчас исторический экспонат осваивают и взрослые, и дети. 


Рис. 4.


Рис. 5.


Рис. 6. Туристы, не очень вникающие в суть устройства, ставшего памятником В. Черноброву, спешат запечатлеть свои улыбки. Всё, как у Б. Окуджавы: "На фоне Пушкина снимается семейство... Как обаятельно, для тех, кто понимает..."


Рис. 7.


Рис. 8.


И, наконец, установили столб с указателем на лагерь «Косомпоиск-8», - также с фото В. Черноброва.


Рис. 9.


Теперь место, названное первооткрывателем «Медведицкая гряда», стало не только полем получения необычных ощущений для эзотериков, и не только полигоном для изучения аномальных явлений, таких как, скажем, поведение шаровых молний. Оно стало также мемориальным и сакральным для каждого, кто стремится прикоснуться к аномальному месту и истории его существования.

Будто понимая чувства людей, на кончину первооткрывателя аномалий Медведицкой гряды откликнулась и природа этого места. Особенно заметно это в местах, отмеченных аномальными проявлениями. В таких местах даже отдельные деревья очень приметны и имеют свою историю и биографию. На них устанавливаются приборы для привлечения шаровых молний, за ними многие годы ведётся регулярное наблюдение и каждый год фиксируется на фото их состояние. Необычайный вид некоторых приметных деревьев (Рис. 10, 11, 12) запечатлён даже в книгах о Медгряде, в том числе – в главной книге самого В. Черноброва «Медведицкая гряда» (Рис. 13).


Рис. 10.


Рис. 11.


Рис. 12.


Рис. 13. Дерево, напоминающее букву "фи", запечатлённое в книге В. Черноброва "Медведицкая гряда". К концу лета 2017 года - не сохранилось (Погибло от короедов).


Эти – знаковые, «контрольные»  деревья Медведицкой гряды, в этом году стали вымирать, а сохраняющиеся ещё в целостном виде – рассыпаться в труху. Примером может служить дерево "Ведьмины космы", и не только оно одно (Рис. 14, 15, 16).


Рис. 14.


Рис. 15. Дерево - "испытательный стенд". Ещё растёт оно, ещё растут листья на одном из стволов. Но видно, что тяжёлый недуг - родовая болезнь берёз на Медгряде, поразил его.


Рис. 16. 


Дерево несколько лет служило "испытательным стендом" для размещения Магнитных Улавливателей Шаровой молнии - (МУШАРов), исполненных по патенту  учёного, изучавшего это природное явление, автора книги «Шаровая молния - я знаю, кто ты!» Б.Н. Игнатова. Шаровые молнии дважды посещали устройства, изготовленное по патентному эскизу Б. Игнатова, установленные на этом дереве. И подтвердили пример «левитации» массивного предмета под действием магнитного поля шаровой молнии, описанный в книге Б. Игнатова. Подобный натурный эксперимент, насколько известно, проведён впервые. Тем самым и устройство доказало свою применимость для изучения взаимодействия шаровой молнии с исследовательскими приборами и Медведицкая гряда подтвердила свою репутацию аномальной зоны.

Летом 2017 года рядом с деревом обосновалась бурильная установка для поиска воды. Возможно, работникам этой установки чем-то не понравилось устройство. Во всяком случае, после их отъезда МУШАРа на дереве не оказалось. Это – потеря уже третьего устройства подобного рода. Сейчас их осталось два из пяти, установленных в разных местах.

А к концу лета 2017 года обломилась и одна из крупных веток, образующих развилку - площадку для МУШАРов. На оставшийся голый ствол больно смотреть.


Рис. 17. Всё, что осталось от дерева "Ведьмины космы" к концу лета 2017 года. Но оно показало, какие именно деревья перспективны для размещения устройств для улавливания шаровых молний.

Подробно об эпопее "охоты за шаровыми молниями", включая эпизоды, связанные с этим деревом, мной написана брошюра "Охота за шаровыми молниями" Очерк 4, часть 1, Саратов, 2017 г. Готовится к выпуску Очерк 4, часть 2. В Очерке подробно описываются техника "охоты", экспериментальные устройства для этого и результаты мытарств. Значит, «охота» не окончена! По крайней мере, так считает сам «охотник».

Да и функционирует ещё чуть в стороне от погибшего дерева так называемая «ферромагнитная пирамида Чернышова» (название придумано В. Чернобровом). Это - небольшой бугорок из камней, обладающих ферромагнитными свойствами. И любознательные туристы непременно возьмут у экскурсовода магнитную удочку, которая всегда при нём, (в сокращении – «мудочку») и убедятся буквально собственноручно в магнитных свойствах неприметного бугорка из камней.


Рис. 18. Ещё одно приметное дерево.  На сей раз в "Роще пьяных берёз" ("Пьяной роще"). Выброшено взрывом в комлевой корневой части вследствие разряда подземной молнии в 2009 году.

 

Нехитрым приспособлением любят пользоваться и дети. Уж они-то отыщут на сувенир каждый магнитный камушек! И не посчитаются с эзотерикой!

Но, конечно, уже не столь откровенно бросаются в глаза и другие природные аномалии, давшие много пищи для эзотерических вдохновений. Такие, как выбросы из земли целых деревьев без корней и с обожжённым комлем (Рис. 16, 17, 18, 19, 20,21, 22), а также беспричинно появляющиеся выжженные пятна в траве (Рис. 23). 


Рис. 19. 


Рис. 20. 


Рис. 21. Ещё одно дерево, поражённое подземным электрическим разрядом в 2010 году. Так называемый "Горелый лес" за силосной ямой. В 2017 году истлело. От него сохранились только в авторской коллекции артефактов Медгряды корни, превратившиеся в древесный уголь. 


Рис. 22.


Рис. 23.


Хотя и то, и другое всё ещё случается в рощах этой местности, и поражает туристов.


Рис. 24.


Рис. 25.


Одно из самых показательных деревьев Медгряды было "прошито" в 2010 году подземной молнией насквозь - от корней до развилки ствола. Дерево много лет служило своеобразной "фотомоделью" и поводом для эзотерических фантазий. На одном ночном фото оно даже "продемонстрировало" НЛО неподалёку от себя. 


Рис. 26. Это дерево - одно из самых показательных деревьев Медгряды. Оно "прошито" подземной молнией насквозь - от корней до развилки ствола - в 2010 году. Дерево много лет служило своеобразной "фотомоделью" и поводом для эзотерических фантазий. 


Рис. 26а. На этом фото дерево "демонстрирует" НЛО неподалёку от себя. Реально - это пылинка или не сгоревшая частица от костра. Такие мельчайшие частицы при фотовспышке оставляют на снимке следы, получившие название "Шары Праны".


Рис. 27. Эта берёза, прошитая подземной молнией от корней и до развилки ветвей, - самая, пожалуй "фотогеничная" из всех наблюдаемых.


Рис. 28. Фото знаменитой "фотогеничной" берёзы на фоне заходящего солнца, получило название "Пылающее сердце Данко". Никакого фотошопа! Присутствует лишь эффект красного блика от заходящего солнца, расположившегося прямо на стволе дерева. Что придаёт мистический колорит фотоснимку.


Рис. 29. 


Рис. 30.

В реальности это была пылинка или не сгоревшая частица от костра. Такие мельчайшие частицы при фотовспышке оставляют на снимке следы, получившие название "Шары Праны". Наложения и соединения мутных кругов рассеянного частицами света могут принимать на фото самые причудливые очертания. Фантазия позволяет увидеть в них что угодно, - вплоть до «божественных образов». Что служит предметом особого почитания у иных эзотериков.

Иные деревья будто демонстрируют свою гибель в конвульсиях. Причина столь болезненного поведения берёз, согласно исследованиям, проведённым в Карелии - периодические кратковременные выбросы из глубинных недр Земли радиоактивного газа радона.

При объяснении явления приходится, по аналогии, опираться на исследование, подобного феномена, проведённого в Карелии, поскольку похожего исследования на Медгряде не проводилось.

      (Белашев Б.З.1, Болондинский В.К.2 Институт геологии Карельского Н Ц РАН, г. Петрозаводск belashev@krc. karelia. ru 2 Институт леса Карельского НЦ РАН, г. Петрозаводск bolond@krc. karelia. ru ВЛИЯНИЕ ПОЧВЕННОГО РАДОНА НА ПОЯВЛЕНИЕ РОСТОВЫХ АНОМАЛИЙ У БЕРЕЗЫ ПОВИСЛОЙ И ДРУГИХ ДРЕВЕСНЫХ РАСТЕНИЙ).

    В этом исследовании, в частности, прямо указано, что «Сравнение данных по содержанию почвенного радона и ботанических исследований показывает, что очень часто наблюдается высокая корреляция активности радона и частоты появления древесных аномалий…».

 

Ссылка на это исследование приводится в моей книжке - брошюре из серии "Медведицкая гряда. 30 лет спустя" - Мифология и геоморфология аномальной территории" Очерк 1, Саратов, 2016 г.

Не слышно в последние сезоны ничего более-менее убедительного (не говоря уже о достоверности) ни о световых столбах, ни о перемещающихся по небу световых точках, принимаемых за «НЛО» (Рис. 31, 32).


Рис. 31. Конвульсии гибнущего дерева. Причина столь болезненного состояния берёз, согласно исследованиям, проведённым в Карелии - периодические кратковременные выбросы из глубинных недр Земли радиоактивного газа радон.


Рис. 32.


   Похоже, что в недрах земли, продуцирующих такие аномалии Медгряды, наступило затишье.

Версию о влиянии тектонических подвижек в недрах Медгряды на проявление этого и ряда других «аномальных» явлений следует обозначить как самую вероятную для этой местности.

Сегодня аномальная картина Медгряды стала распадаться, смазываться, стареть. Можно предположить, что подмеченная динамика выявляет некоторую закономерность места. Стало ясно, что продолжительность разложения деревьев от момента их поражения подземными электрическими разрядами до полного распада - 8-10 лет.

Массовое обследование сожжённых деревьев, да и других аномалий проводились с 2002 года группой «Сталкер» под руководством А. Б. Петухова. Тогда было обследовано около 200 поражённых деревьев. Судя по виду их в то ещё время, поражения произошли на рубеже 2000 года. В период до 2010 года было отмечено ещё несколько бесспорных поражений деревьев электрическими подземными разрядами. Что совпало, кстати, с обширными степными пожарами (Рис. 21,26). Динамика поражений такова, что можно говорить о некотором пике воздействия, пришедшемся на период 2000-2009 годов и затухании этого процесса в последующие годы, вплоть до 2017 года.

Полагая, что частота и сила подземных электроразрядов зависят, в конечном счёте, от величины электрического заряда, накопленного под воздействием тектонических подвижек земных пластов, можно заключить, что после 2010 года наступил спад тектонической активности и в настоящее время наблюдается относительное затишье. Хоть реквием пиши!

Но любопытные исследователи продолжают здесь искать и находить удивительные камни-артефакты даже во время кратковременных туристских визитов.

Последняя находка сезона 2017 года - минерал весом более 1 кг. Похоже, что это так называемый "маггемит", он же - магнетит. Или же, как часто говорят из-за реакции на магнит - это "магнитный железняк". Неодимовый магнит, диаметром 40 на 20 мм (немалый вес!), приложенный всего к двум выступающим бугоркам минерала, намертво сцепляется с ним. Что указывает на большое содержание железа в образце. Выходы этой породы на поверхность - не редки на Медгряде. Но минерал такой величины, обнаруженный в сезон 2017 года, да ещё со столь сильным магнитным откликом, встречен в этом месте впервые.


Рис. 33. Последняя находка сезона 2017 года - большой образец минерала. (Вес более 1 кг). Неодимовый магнит, диаметром 40 на 20 мм, намертво сцепившийся с минералом всего в двух точках, указывает на большое содержание железа в образце.


Наибольший вес среди ранее найденных за всё время минералов - 1,5 кг. Однако тот, самый большой по весу образец, проявляет очень слабый магнитный отклик и по этому признаку относится к гематиту – немагнитной модификации оксида того же железа. Оба минерала найдены практически рядом!

Пусть небольшая, но – загадка! Объяснить её могли бы учёные геологи. Но их калачом не заманишь в эту аномальную зону. Отпугивает, возможно, неоднозначная, способная подмочить их репутацию, слава территории. Поскольку в мифах и сообщениях СМИ о происходящих на ней событиях, зачастую бросается в глаза воинствующий тон шарлатанства.

В районе лагеря "Космопоиск-8" участок с магнитным железняком залегает на глубине от полуметра и заметно проявляется в виде выхода на поверхность отдельными образцами на площадке всего в несколько десятков квадратных метров. Попытка классификации находок минералов Медгряды, а также "космических артефактов", не вписывающихся в классификацию, предпринята мной в книжке-брошюре из серии "Медведицкая гряда. 30 лет спустя". - "Космические находки и артефакты Медведицкой гряды", Очерк 2, Саратов, 2016 г.

Такие находки порождают надежду, что писать Реквием о Медгряде преждевременно.

Неизменным остаётся и интерес к истории строительства незавершённой железной дороги Саратов-Миллерово (1926– 1933 годы), и к оставшимся от эпопеи строительства многочисленным объектам почти столетней давности. Хорошо сохранились водопропускники, во многих местах заметно полотно железной дороги, и другие сооружения.


Рис. 34.


Рис. 35. Водопропускник речки Перевозинка Миллеровской железной дороги изнутри.

Любопытен фольклор этих мест. Имеют хождение даже эзотерические сказания о появляющихся время от времени на реликтах строительства дороги видениях. О том, как иногда, будто бы, возникают сами по себе на переездах закрытые железнодорожные шлагбаумы со светофорами, мистические поезда проносятся над полотном, не касаясь его, и уносятся вдаль, в небеса. «В параллельный мир», - как утверждают эзотерики. И попробуйте им не поверить!

Словом, есть ещё, чем заняться на Медведицкой гряде.

А потому - нет сомнений в том, что настанут новые сезоны, и взбурлят вновь недра, и вновь проявятся «чудеса» удивительного места, этой «локальной идентичности». Но независимо от проявления чудес, эзотерических «завихрений» умов и состояния недр будут обязательно проведены новые физические исследования, обнаружены новые артефакты, сделаны малые или большие открытия!

И продолжится обычная жизнь на этой аномальной территории, называемой «Медведицкая гряда»! Жизнь без психических извращений, жизнь приносящая радость от общения с природой и удовлетворения любознательности.


Рис. 36.


Рис. 37. 

 

Саратов-Медгряда, июль-октябрь 2017 г.

В Москве состоялась презентация очерков Ю. Чернышова о Медведицкой гряде

В феврале в Москве состоялась закрытая презентация Очерков Ю. Чернышова, посвящённая МИФОЛОГИИ аномальной территории Медведицкая гряда (Волгоградская обл.). Были презентованы изданные ранее в виде брошюр Очерки: «Мифология и геоморфология аномальной территории», «Космические находки и артефакты Медведицкой гряды», «Загадки Медведицкой гряды и тайна Миллеровской железной дороги», а также Очерк 4, Часть 1 «Охота за шаровыми молниями», ещё находящийся в печати. 


Для "закрытости" были основания. Очерки аналитически и критически оценивают мифологию редких природных явлений, случающихся на геоморфологически сложной территории, распространение мифов об НЛО, якобы постоянно посещающих её, о неких "туннелях", также якобы протянувшихся под ней на десятки километров, "одушевлённых" шаровых молниях и других мифах Медведицкой гряды, не имеющих под собой научного обоснования.


Презентация продолжалась 3 часа под видеозапись. Основная часть презентации, возможно, будет представлена на нашем сайте.

Если подобная видео-презентация вызывает у вас потенциальный интерес, просим не стесняться и оставить отклик в комментариях – это значительно повысит вероятность появления нашего видео в сети.

_______________________

Страницы: 1 2 » Читать с начала