Автор - Елена Дзякович
культурная среда
Подходы к исследованию провинции как социокультурного, ментального и кроссрегионального феномена
Целина нашей жизни
Что наша жизнь? Не целина ль поднятая?
А может только залежей пласты?
Теперь
становятся привычными фестивали на открытых пространствах. Среди них особенно
привлекательны мероприятия с познавательной основой – исторические,
этнографические и их разновидности. Чаще всего они проходят в больших городах
или вблизи них. Что и понятно. В городе легче наполнить такие мероприятия
количеством участников и коллективов, готовых принять в них участие, и
обеспечить тематическое разнообразие. Да и ресурсы в городе – не сравнить с
сельскими. Там – иное дело. И со свободным временем проблемы, и энтузиастов
отыскать – труднее даже днём с огнём, и с материально-финансовым обеспечением
не густо.
Но
главное – нелегко найти «изюминку», сердцевину такого фестиваля. «Изюминку»,
которая делает местность, фестиваль проводящую, особенной. Или, говоря более
научно, – определяющую «особость» территории, её идентичность. В науке так оно
и называется: «локальная идентичность».
Есть
территории, где за этим далеко ходить не надо. Есть и другие. Где идентичность
не заметна, пока не приглядишься. А есть и третьи – где идентичность только
зарождается. Где только-только появляются, как всходы весной, признаки
идентичности. Их ещё разглядеть надо! Может они, признаки, и существовали
когда-то ранее, да ныне подзабыты, завалены пластами нелёгкой истории,
залежались там. А залежная идентичность – как залежная земля. Возрождать её –
что целину поднимать. Неслучайно в знаменитом Постановлении ЦК КПСС и Совета
Министров СССР от 2 марта 1954 года говорилось «Об освоении целинных и залежных
земель», то есть о необходимости поднять как те, так и другие. Говорилось, как
о равнозначных по трудности освоения.
Известное
со школьных лет название книги М. Шолохова «Поднятая целина» со временем стало
символом не только прямого, «пахотного» действия. «Поднять целину» – эти слова
часто говорят и тогда, когда хотят подчеркнуть, что предстоящее дело – новое,
трудное, неизведанное.
Да
что там книга! Чуть-чуть воображения, чуть-чуть дальновидения – и вот уже
видится вся Россия, как непрерывно поднимаемая то целина, то залежь!
1917
год. Октябрьская революция. Что это? Да это же целина первозданная – осмысление
нового строя! Формирование нового мышления, новых надежд, нового образа жизни!
1930-е годы… Голод в Поволжье, да и не только в нём. Коллективизация. Снова –
целина. Целина и буквально поднимаемая, и целина духовная. В душах вчерашних
единоличников… 1945 и далее – послевоенные годы. Подъём разрушенного народного
хозяйства. Дел – невпроворот. Дел – «непаханая целина». И прорва «залежей» –
недоделанных из-за войны, заброшенных дел. А следом – реальная целина – 1954 и
последующие годы. Опять – целина, опять «залежи». Да что же это за слова то
такие – «поднятая целина», почему проявляются они в каждый значимый период
нашей жизни?
А
это не просто слова – это вся наша жизнь. Такая вот она – то залежь, а то и
целина. То поднимаем целину неизведанных благ, то перепахиваем залежи
несбывшихся мечтаний. Потому то и стала «поднятая целина» настоящей философией
российской жизни!
Эта
аналогия напрашивается каждый раз, когда где-то в глубинке, как принято
говорить, вдруг обнаруживается стремление к чему-то новому. Не стремление как
подражание «городскому», а с опорой на нечто своё, от земли идущее, и только
этой земле присущее. Так «глубинка» каждый раз поднимает свою целину,
перепахивает свою «залежь»!
Перепахивает
таким образом, чтобы своё поле не только стало новым, но чтобы и в привычных, и
в привлекательных формах отразило особость, значимость, красоту своей земли.
Отразило
со всеми акцентами. Этнографическими, культурно – историческими и любыми возможными.
И вот оно – пожалуйста! Глядь, – и зарождается что-то новое и своё! Хотите –
назовите её «локальная идентичность». И уже не спутаешь её ни с какой другой
территорией, тем более, если та – сама по себе локальная идентичность.
Идентичности – как наряды у женщин, – их не спутаешь. А фестивали – одна из
лучших возможностей показать своеобразие родной территории.
Всё
сказанное сложилось под влиянием историко-этнографического фестиваля «Большой
Караман», прошедшего пусть в не очень далёкой, но, как принято считать, –
глубинке земли Саратовской. В её степном Заволжье (вот уже и идентичность, вот
уже и ни с чем не спутаешь, и вот уже особая история). Тут даже место
состоявшегося фестиваля – «говорящее», нет, – кричащее об особости, – степное!
На
его-то окраине и состоялся 16-го сентября первый, видимо, сельский
историко-этнографический фестиваль. Здесь, опять-таки, возможно впервые,
прозвучала тема целинных и залежных земель. Ведь Саратовское Заволжье было,
согласно знаменитому Постановлению, «передовым краем», границей освоения
целинных и залежных земель в стране. Их, на этом переднем крае в Саратовском
Заволжье было фактически семь. И один из них – вот этот – Советский район с
райцентром Степное.
Здесь освоение целинных и залежных земель – эпопея страны и земли Саратовской, – не оказалась забытой. Честь людям этого района и низкий поклон от ветеранов Великой эпопеи и их потомков!
А теперь, – о самом событии. Оно, названное «Этнокультурный исторический фестиваль «Большой Караман», состоялось 16 сентября 2017 года в Советском районе Саратовской области на окраине райцентра. Организаторами фестиваля выступили местная организация ВОИ и администрация муниципального района. Цель проекта, как она изначально провозглашалась, – организация и проведение фестиваля для пожилых людей и инвалидов, их активное вовлечение в сохранение и популяризацию исторического и культурного наследия народов Саратовского Заволжья на основе межпоколенческого партнёрства. Разумеется, поднять такое дело было бы невозможно без большой организационной работы, которую взяли на себя члены добровольческого движения «Доброцентр» и добровольцы прихода местного храма.
Проект стал победителем всероссийского конкурса социальных проектов «Активное поколение». Он стартовал при финансовой поддержке Пензенского благотворительного фонда «Гражданский союз» на средства, предоставленные Благотворительным фондом Елены и Геннадия Тимченко. В Фестивале приняло участие большое число молодых людей и даже очень юных дарований!
Местом
проведения Фестиваля стал берег реки Большой Караман на окраине райцентра,
рядом с древней стоянкой сарматов. Здесь собралось несколько сотен местных
жителей и гостей.
В
Фестивале принял участие глава местной администрации Сергей Владимирович
Пименов. Как водится, произносили речи, вручали награды и подарки. От имени
Комитета по общественным отношениям и межнациональной политике правительства
области участников приветствовал заместитель председателя Комитета Конусов Д.Е.
С
большой приветственной, даже программной речью к участникам обратилась
руководитель литературно-исторического проекта «Книга Трудовой Славы
Саратовской области. Агропромышленный комплекс» Вероника Ткачёва.
На Фестивале была показана научно-популярная презентация этнографии и истории народов Заволжья и истории православия. Для этого были организованы экспозиция исторических артефактов, выставка народного этнического декоративно-прикладного творчества, исторические реконструкции. Её курировал, как ни удивительно это звучит, научный руководитель проекта протоиерей Алексий Каширин, настоятель храма во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона. Сам же протоиерей выступил в роли гида в отдельном павильоне, где экспонатами стали редкие образцы церковной утвари и уникальная древняя церковная книга.
В музыкальной
программе Фестиваля приняли участие около 20 фольклорных коллективов, среди
которых два замечательных детских коллектива: танцевальная группа детского сада
и великолепный детский ансамбль ударных инструментов «Пересвет».
И,
– снова, – возможно впервые в Фестивалях подобного рода была показана
экспозиция, посвящённая освоению целинных и залежных земель в которой принимал
участие и Советский район. Экспозицию организовала сотрудница Центральной
библиотеки района Ирина Александровна Фадеева. И экспозиция очень гармонично
вписалась в общую тональность Фестиваля. Ведь и сам Историко-этнографический
Фестиваль – это «Поднятая Целина» районной культурной жизни!
Экспозиция
об участии района в целинной эпопее страны не осталась незамеченной и привлекла
многих гостей Фестиваля. С большим вниманием с ней ознакомились и глава района
Сергей Пименов, и протоиерей Алексей Каширин.
Ещё
во время своего приветственного выступления руководитель проекта «Книга
Трудовой Славы Саратовской области. Агропромышленный комплекс» Вероника Ткачёва
передала Главе администрации саму книгу, значительная часть которой посвящена
первоцелинникам, и презентация которой состоялась в июне этого года в музее
Боевой и Трудовой Славы. В своём выступлении Ткачева также напомнила, что в
начале 2019 года страна будет отмечать 65-летие освоения целинных и залежных
земель. Пора бы и начать подготовку к юбилейной дате.
Ведь
изданием только Книги работа по восстановлению исторической памяти не
заканчивается. Наряду с продолжением Книги создаётся интерактивный патриотический
сайт, посвящённый освоению саратовской Целины. Целины в самом широком смысле
этого слова. Сайт намерен привлечь к сотрудничеству потомков целинников и всех
тех, кто готов размещать исторические документы, фото-, видеоматериалы и другую
информацию о своих родственниках – ветеранах АПК, покорителях целинных земель.
Сайт призван стать важным инструментом сбора и распространения знаний о
целинниках и идеи пропаганды трудового подвига наших земляков.
В. Ткачева
обратилась к организаторам Фестиваля: «Мы охотно занимаемся реконструкцией
исторических событий далекой истории и словно бы пренебрегаем славным периодом
недавней истории – имею в виду целинную эпопею, – сказала она. – Между тем эта
эпоха обладает неоценимым и недооцененным потенциалом воспитания
гражданственности и патриотизма на примерах силы духа первоцелинников. Эту тему
надо возвращать в нашу жизнь наряду с датой полета в космос первого человека, в
том числе и путем включения на Фестивале в раздел реконструкции исторических
событий целинной темы. Что будет способствовать и гармонизации межнациональных
отношений, – ведь целину покоряли люди разных национальностей».
По
мнению В.Ткачёвой, эта тема могла бы быть «материализована» по примеру того, как
это сделала Общественная организация казахов района – «Палаткой
первоцелинника», с размещением в ней копии Указа о награждении Саратовской
области Орденом Ленина, экспонатов, характеризующих быт первоцелинников, копий
музейных и архивных документов и других экспонатов. В русле этой темы мог бы
быть и Фестиваль песен о Целине или хотя бы включение в концертную программу
Историко-этнографических фестивалей целинных песен с посвящением их нашим
героическим землякам. В.Ткачёва поблагодарила организаторов фестиваля «Большой
Караман» за сохранение памяти о целинной эпопее и создание Центральной
библиотекой района экспозиции, посвященной целинникам Советского района.
И,
конечно, такой Фестиваль был бы просто невозможен, если бы не энтузиазм, не
величайшая любовь к родному краю, его истории, его людям председателя местной
организации ВОИ Верховой Марины Анатольевны и её сподвижников.