Хопёр

По следам экскурсии "Храмовая архитектура и история Саратовского Прихопёрья"

Автор - Юрий Чернышов

Я виноват перед своими читателями. Не выложил своевременно материал по интереснейшей экскурсии - "Храмовая архитектура и история Саратовского Прихопёрья", организованной "Саратовской фототропой" и в которой я был гидом-экскурсоводом. Надо восполнить и этот пробел.

Зубрилово – село в Тамалинском районе Пензенской области, граничащим с Ртищевским районом Саратовской области. Здесь находится жемчужина храмовой архитектуры, памятник культуры и истории Федерального значения - действующая церковь Михаила Архистратига, расположенная в ныне руинированной усадьбе князей Голицыных.

Некогда район входил в состав Саратовской губернии, и потому этот культовый объект одинаково близок как жителям Пензенской области, так и саратовцам.

Хотя путь от Саратова до Зубрилово не близкий - 4 с половиной часа на туристическом автобусе, взыскательный и невероятно любопытный саратовский турист ежегодно по нескольку раз посещает Зубрилово. При этом в одном туре совмещает посещение Зубрилово с некоторыми другими объектами православной культовой архитектуры саратовского Прихопёрья, здесь весьма разнообразной.

Программа тура из Саратова в таком случае выглядит так:

7.00. Отправление из центра Саратова. Досматриваем сны в комфортабельном микроавтобусе, начинаем разговор о культовой православной архитектуре саратовского Прихопёрья.


7.00 – 09.30. Переезд Саратов – с. Переезд (такая вот тавтология)

09.30 - 10.00. Село Переезд (Екатериненский район). Знакомство с храмом Михаила Архангела. Храм является одним из самых ярких примеров культового православного зодчества на территории Саратовской области. Рассказ об истории Храма. Исполнен Храм, как утверждают многие источники, в «византийском стиле». Впрочем, другие источники утверждают, что единственным храмом, исполненным в этом стиле, является Свято-Благовещенский собор в г. Харьков. Если это так, то храм в Переезде – второе известное сооружение в этом стиле.

10.00 – 11.30 - Переезд в с. Чиганак .

11.30 – 12.00 – Осмотр церкви в с. Чиганак.

Чиганак – место, где во всём своём разнообразии проявляется философия руинированности. Говорят, что храм в Чиганаке очень похож на тот, что в Новохопёрске. Да и все храмы в Прихопёрье - типичная «прихопёрская» церковная архитектура: приземистая, без архитектурных изысков, будто укореняющаяся в прихопёрскую землю. Храм в Переезде и Зубриловский Храм - он у нас впереди - на этом фоне - редчайшие исключение.

Храм в Чиганаке - место, где тянет пофилософствовать. Тому способствует и рядом расположенный клуб-библиотека, и телефон в красной скорлупе, установленный у клуба, что расположен рядом с церковью, и название улицы, – имени первого космонавта Ю. Гагарина. Здесь всё это располагается в немыслимой гармонии или, наоборот, - в кричащей дисгармонии.

И для людей размышляющих эта дисгармония совершенно созвучна жизни современной России. Только что это: специфика модернизирующейся России, или символ неискоренимого российского консерватизма?

Храм не раз уже показан на фото и описан. Он утратил колокольню, но на его стенах сохранилась роспись. В 2009 году Храм отметил своё 200-летие. Признан историко-культурным наследием Саратовской области, подлежит восстановлению.

Самым удачным для участников экспедиции может стать то, что клуб будет открыт, и удастся пообщаться с его хозяйками – завклубом и библиотекарем, то есть, ведающими всем, что составляет культурный фон сегодняшнего села, бывшего некогда огромнейшим селом и центром нескольких волостей, а также станицей прихопёрского казачества. И сейчас при клубе действует ансамбль стариной казачьей песни.

12.00 – 13.00 Переезд в с. Зубрилово.

13.00 - 16.30 Осмотр усадьбы Голицыных в с. Зубрилово и церкви Михаила Архистратига. Посещение церкви и знакомство с росписями стен, носящих характер масонской символики, а также, возможно, с демонстрацией «чудесного» появления «шаров праны» (в случае работы церкви). Рассказ о других «чудесах» и особенности культовой архитектуры и «таинств» церкви, Посещение памятного места И.А. Крылова.


16.30- - 18.00 Пикник на берегу Хопра.

18.00 – 22.30 Возвращение в Саратов. Делимся впечатлениями, предвкушаем разбор фото и осмысление легенд. Радуемся жизни и думаем о вечном.

Это расписание в данной поездке пришлось сильно скорректировать в силу короткого светового дня поздней осени, а также из-за договорённости с о. Николаем - священником церкви в Зубрилово - встретить туристов, но, желательно, до 12 часов дня. Дело в том, что живёт о.Николай в райцентре Тамала, километрах в 25 от Зубрилово, и на его попечении находится несколько окрестных приходов, которые он должен будет посетить в этот субботний день. По этой причине экскурсию решено было начать с Зубрилово, а дальше - как позволят время, погода, дорожные условия и «непредвиденные обстоятельства». Все допущения оказались как «сон в руку» - их всех в эту поездку выдалось изрядно. Кроме времени.

К счастью, главная цель – Зубрилово - оказалась достигнутой. Туристов встретил о. Николай и сам провёл экскурсию по церкви. А затем был осмотр руинированного дворца, колокольни, стоящей далеко от церкви, пирамидальной часовни – места кончины княгини, памятного места пребывания И. А. Крылова.





Завершением экскурсии по усадьбе стало непременное знакомство участников с перекусом бутербродами и чаем из термосов. Прошло оно рядом с микроавтобусом на фоне главной достопримечательности экскурсии – Храма. Впрочем, прекрасные фото, сделанные экскурсантами, впечатляют больше слов и говорят о том, что для кого как, а для подлинных любителей истории «у природы нет плохой погоды».

Что касается погоды, она - то заманивала успокоением, то начинала бесновато кидаться снегом в лобовое стекло микроавтобуса, залепляя его так, что при возвращении из Зубрилово - перед Чиганаком, - из-за плохой видимости не сориентировались относительно нужного поворота и пришлось возвращаться назад.


Дорожные условия оказались, как водится, весьма «российскими». Уже на подъезде к Зубрилово – на грейдерном участке - они «погрозили пальчиком», а в Чиганаке перешли в «непредвиденные обстоятельства» и просто не пустили транспортное средство дальше окраины села. Здесь кто-то из мудрых властей предержащих определил место для автобусной остановки, а, следовательно, и конец асфальта. То есть, у села асфальтовое покрытие закончилось, и дорога к Храму по селу утопла в грязи, как во времена нашествия Мамая или Батыя. Но современные «мамаи» и батыи» не остановили упорных саратовских туристов, и они исполнили своё высокое намерение – приобщиться к историческим истокам. Увы! Все эти причины, плюс обед с заездом в Аткарск, отняли светлое время короткого дня, и Храм в Переезде пришлось осматривать в свете автобусных фар.

Впрочем, такой колорит, возможно, делает экскурсию ещё более памятной. Чем и приходится утешаться.