локальная идентичность

От Зыбина к Зыбину

Автор - Юрий Чернышов

 

Прошли времена, когда слова «Саратов, глушь, деревня» звучали как синонимы. Сегодня, не только сам Саратов, но саратовская глубинка не желает быть ни глушью, ни деревней.

И то, что когда-то снобистски было бы причислено к «глуши», теперь, в духе времени, называется «туристическим кластером».

Как-то вдруг оказалось, что мест и местечек, потенциально готовых слыть в таком качестве, в Саратовской области множество (как, думаю, и в других региона российских земель).

Но что же подталкивает российские малые города к развитию именно в туристическом направлении? Может быть, главной причиной стало общенародное бедствие с использованием трудовых ресурсов?

По словам горожан, очень многие жители, не находя себе применения, ищут заработок уже даже не в ближайшем Саратове (в этом отношении и сам Саратов - разорённый как после нашествия гуннов!), а в Москве. В последнее время домашний очаг и семьи покидают ради заработка на стороне не только мужчины, но уже и женщины.

Туризм, формирование «туристических кластеров» хотя и не может решить всех проблем, связанных с трудозанятостью, служит, всё-таки, привлекательным маяком.

А если обратиться к строгой научной терминологии, описывающей процесс, то происходящее можно обозначить как «формирование локальной идентичности», исторически обозначенной территории, имеющей специфические особенности, выделяющие её из окружающих территорий».

И чтобы довести до осознания широкой общественности сей факт, 8 декабря 2017 года Министерство молодежной политики, спорта и туризма организовало пресс-тур в недалёкий от Саратова городок, райцентр Аткарск, для ознакомления «с туристическим кластером Аткарского района».

Министерство делает это не в первый раз, но, кажется, впервые зимой. Торгово-гостиничный комплекс «Карета» - первый объект кластера, представленный гостям. (Рис. 1)


Сказочный Пегас перед комплексом, запряженный в сани, сулит что-то заманчивое. Возможных скептиков в том убеждает поднятая нога Пегаса. По поверью, если потереть его подкову это обязательно принесет удачу. (Рис .2)


Прогулочные сани и рыцари в полном облачении, что приветствуют гостей у входа в ресторан «Айвенго» торгово-гостиничного комплекса, дополняют обещание. (Рис. 3, 4)



Кофе-брейк в ресторане «Айвенго» стал и пресс- конференцией с главой администрации Аткарска Виктором Елиным и знакомством с удивительным человеком создателем комплекса и его владельцем Вячеславом Тристановичем. (Рис. 4, 5, 6)



Хозяин гостиницы, - поклонник Вальтера Скотта, - издавна задумал спроектировать и построить ресторан в духе средневекового рыцарства. Этот дух витает в стенах здания, названного именем Айвенго. О том напоминают барельефы и фигуры рыцарей в разных частях комплекса. Ну и символикой рыцарской любви комплекс вообще, а свадебный его номер, особенно, наполнен, похоже, по принципу «хорошего много не бывает»! (Фото 7 - 11)





Кстати, гостиница примыкает к архитектурному памятнику регионального значения - зданию женской гимназии. Здание, местами начавшее разрушаться, сегодня находится на реставрации. (Фото 12, 13, 14)




И, хочется надеяться, что тесное соседство с новейшим комплексом, поможет  сохранить памятник архитектуры. Тем более что таких краснокирпичных зданий, построенных в стиле «русский модерн», в городе не очень много. Приверженцем этого стиля был в бытность главой города легендарный градоначальник Федор Николаевич Павлюков.

При Павлюкове в Аткарске было развернуто масштабное строительство новых сооружений, появилось несколько учебных заведений, больница, пожарная часть и многие другие здания, ставшие символами города и объектами туризма. Пребывание Павлюкова в должности руководителя города является своего рода рекордом. Федор Николаевич шесть раз избирался городским головой и прослужил родному Аткарску в этом качестве с 1893 по 1917 год - целых 23 года!

Парк, по существу - это музейный комплекс: на его территории в небольшом старинном здании расположены собственно краеведческий музей, а ещё и зоопарк. Подобным комплексом не может похвалиться даже областной центр. Но и парк сам по себе представляет музейное пространство, это некий музей парковой скульптуры. Вдоль аллей парка установлены бюсты известных исторических личностей, в том числе и знаменитого градоначальника Ф.Н. Павлюкова, сказочных персонажей и настоящая скульптурная редкость бюст Сталина (Джугашвили Иосифа Виссарионовича). Здесь как бы сосредоточены, собраны воедино разновременные, но очень значительные страницы и этапы история города и страны. (Рис. 15, 16, 17)




На зимний период скульптуры и бюсты укрываются полиэтиленовой плёнкой.

И пусть этот парк не чета мировым образцам, но благодаря тому, что он создаёт «музейное пространство», парк превращается в своеобразный «храм памяти, наук и муз».

А сразу из музейного пространства гости попадают в зоопарк, довольно основательный для районного центра. Кажется, в области подобного нет нигде. Даже в Саратове.

Кроме всякой обычной для зоопарков живности, легендой зоопарка стал волк Бор. Тоже, вроде, невесть какая невидаль! Но этот волк, некогда попавший сюда маленьким волчонком и выхоженный в подневольных условиях, будто понимает человеческую речь. И, похоже, обладает хорошей памятью. Лет 20 назад я, впервые увидев его, обратился к нему с речью. Тогда он озлобился и зарычал. Теперь даже попозировал. (Рис. 18, 19)



И здесь же, в парке, в небольшом историческом здании расположен и очень интересный краеведческий музей. (Рис. 20)


Увы! Пространство музея, так насыщено экспонатами, что для некоторых экспозиций его уже не хватает и экспонаты приходится хранить…в сундуке, грудить на тумбочках и использовать даже подоконники. (Рис. 21)


Трудно в такой тесноте приходится и посетителям, и экскурсоводам, и другим работникам музея. Да и глава города в этот раз, кажется, почувствовал это! (Рис. 22)


Вот бы отвести под музей здание женской гимназии после её реставрации, а здесь оставить филиал! Но, помнится, однажды было сказано, как отрезано: «Денег нет! Держитесь!». Вот и держатся аткарчане!

Контраст пространства музея с музейным пространством парка, естественно, - удручающий! Но любовь к родному краю это обстоятельство, к счастью, не затрагивает!

И так же, как в гостиничном комплексе с помощью картин, здесь скульптурной композицией «Я люблю Аткарск» наглядно демонстрируется то, что город переполнен любовью. (Рис. 23)


Пройдя по аллеям исторической и иной скульптуры, посетив музей, пообщавшись с животным миром, и выйдя из парка, посетители сразу попадают в Центр досуга и кино имени Бориса Андреева. Здесь не только демонстрируется фильмы в три-D качестве, но и расположена сувенирная лавка, в которой можно приобрести памятные сувениры для себя и подарки для своих близких. (Рис. 24)


Бывали времена, когда большой зал Центра просто пустовал. Но Центр досуга выиграл грант на реконструкцию, и ситуация изменилась. А может, как полагают работники Центра, людям просто надоело просиживать в одиночестве перед телевизором и им захотелось новизны и нормального человеческого общения? (Рис. 24, 25)


Гордостью жителей и властей города стал железнодорожный вокзал. (Рис. 26)


Здание построено в 1894 году по проекту известного саратовского архитектора Петра Митрофановича Зыбина и является памятником градостроительства и архитектуры регионального значения.

Символично, в доме архитектора Зыбина в Саратове сейчас располагается то самое министерство, которое и организовало поездку в «туристический кластер».

Во время последней масштабной реконструкции вокзала зданию вернули его первоначальный вид со стенами из красного кирпича.

При этом старую штукатурку заменили на клинкерную плитку кирпичного цвета. Сейчас железнодорожный вокзал в Аткарске снаружи выглядит так, как и 120 с лишним лет назад. Внутри, конечно, всё изменилось до неузнаваемости.

Зал ожидания, комнаты отдыха пассажиров, кассы осовременили. Колонны внутри вокзала окрасили в белый цвет и дополнили подсветкой. Решение оказалось удачным зал ожидания стал напоминать иные станции московского метро. (Рис. 27) 


В ходе реставрации были также заменены входные двери и в духе современных требований обустроен пандус для инвалидов. В дополнение ко всему был благоустроен и окружающий здание сквер.

Так, историческое здание, несмотря на свой более чем почтенный возраст, не только продолжило выполнять свои прямые функции, но и стало объектом внимания туристов.

Интересным для посещения является «Дегтярный родник, расположенный в черте города. Здесь гости могут не только набрать воды «в брендированные бутылочки», но и искупаться в купели. Оживляют спуск к роднику и купели цветные рисунки, коими разрисован забор вдоль спуска. Добрым напутствием кажется караван верблюдов в жаркой пустыне. (Рис. 28, 29)



Журналист газеты "Богатей", автор данного текста, вдохновлённый видом верблюдов в пустыне, пожелал охладиться в купели и не пожалел о том. (Рис 30)


Тур завершился на базе отдыха «Приречное», расположенной в живописном месте за городом близ реки Медведица. База прекрасное место для пляжного отдыха и байдарочных сплавов, а, иногда, и для удачной рыбалки. Рядом - сосновый бор, в котором обитает разнообразная дичь, растут грибы и ягоды.

Здесь красота природы сочетается с высоким уровнем комфорта. Что делает базу отдыха «Приречное» привлекательной для тех, кто устал от городской суеты и хочет насладиться уединением, близостью природы в сочетании с шикарными интерьерами домиков для гостей и, конечно, изысканными блюдами из мяса и дичи. А интерьеры повторяют, кажется, любимый тезис аткарчан: «Любите свой край! Или, хотя бы, просто любите!». Впрочем, гости могут выбрать и активный отдых: катание на лыжах (некоторые журналисты этим не преминули воспользоваться) или снегоходах. (Рис. 31, 32, 33. 34) 





Заключительный обед в комплексе прошёл, можно сказать, в формате круглого стола. На нём выступили все желающие со своими оценками увиденного и предложениями хозяевам, направленными на развитие кластера. (Рис. 35)


В частности, были высказаны пожелания о развитии водного туризма по реке Медведица и возрождении давней традиции - известного в советское время весеннего водного слалома близ Аткарска на участке Медведицы, именуемом «Громок».

Некогда слалом привлекал до нескольких сотен туристов и зрителей из Саратова, саратовской области и даже соседних областей. Доставлял всю эту массу участников курсировавший тогда местный поезд Саратов-Аткарск-Лысые горы. Случалось, что к поезду, трасса которого пролегает вдоль реки Медведица и примыкает к «Громку» недалеко от «Приречного», в Саратове прицепляли дополнительные вагоны для туристов.

Понятно, что одномоментное мероприятие не сулит значительной экономической выгоды. Но оно может стать заметным дополнением к бренду кластера, например, таким: «Водный слалом «Аткарский «Громок».

Глава администрации обещал подумать над предложением. А участники пресс-тура способствовать популяризации кластера. Тем самым здесь может сформироваться (как знать!) новая региональная территория, получившая в науке название «локальная идентичность». Иначе - территория, столь заметно отличающаяся от окружающих местностей, что её обязательно захочется посетить. И не один только раз!

Подходы к исследованию провинции как социокультурного, ментального и кроссрегионального феномена

Автор - Елена Дзякович


Данная статья посвящена анализу современной провинции как социокультурного и социоментального феномена. В работе рассмотрены различные аспекты, связанные со становлением и трансформацией провинции в современном региональном и кроссрегиональном континууме, затронуты проблемы социального проектирования в провинциальной среде, а также взаимосвязь между локальной идентичностью и провинцией. 

Полный текст статьи доступен по ссылке.


Целина нашей жизни

Автор - Юрий Чернышов

Что наша жизнь? Не целина ль поднятая?

А может только залежей пласты?

 

Теперь становятся привычными фестивали на открытых пространствах. Среди них особенно привлекательны мероприятия с познавательной основой – исторические, этнографические и их разновидности. Чаще всего они проходят в больших городах или вблизи них. Что и понятно. В городе легче наполнить такие мероприятия количеством участников и коллективов, готовых принять в них участие, и обеспечить тематическое разнообразие. Да и ресурсы в городе – не сравнить с сельскими. Там – иное дело. И со свободным временем проблемы, и энтузиастов отыскать – труднее даже днём с огнём, и с материально-финансовым обеспечением не густо.

Но главное – нелегко найти «изюминку», сердцевину такого фестиваля. «Изюминку», которая делает местность, фестиваль проводящую, особенной. Или, говоря более научно, – определяющую «особость» территории, её идентичность. В науке так оно и называется: «локальная идентичность».

Есть территории, где за этим далеко ходить не надо. Есть и другие. Где идентичность не заметна, пока не приглядишься. А есть и третьи – где идентичность только зарождается. Где только-только появляются, как всходы весной, признаки идентичности. Их ещё разглядеть надо! Может они, признаки, и существовали когда-то ранее, да ныне подзабыты, завалены пластами нелёгкой истории, залежались там. А залежная идентичность – как залежная земля. Возрождать её – что целину поднимать. Неслучайно в знаменитом Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 2 марта 1954 года говорилось «Об освоении целинных и залежных земель», то есть о необходимости поднять как те, так и другие. Говорилось, как о равнозначных по трудности освоения.

Известное со школьных лет название книги М. Шолохова «Поднятая целина» со временем стало символом не только прямого, «пахотного» действия. «Поднять целину» – эти слова часто говорят и тогда, когда хотят подчеркнуть, что предстоящее дело – новое, трудное, неизведанное.

Да что там книга! Чуть-чуть воображения, чуть-чуть дальновидения – и вот уже видится вся Россия, как непрерывно поднимаемая то целина, то залежь!

1917 год. Октябрьская революция. Что это? Да это же целина первозданная – осмысление нового строя! Формирование нового мышления, новых надежд, нового образа жизни! 1930-е годы… Голод в Поволжье, да и не только в нём. Коллективизация. Снова – целина. Целина и буквально поднимаемая, и целина духовная. В душах вчерашних единоличников… 1945 и далее – послевоенные годы. Подъём разрушенного народного хозяйства. Дел – невпроворот. Дел – «непаханая целина». И прорва «залежей» – недоделанных из-за войны, заброшенных дел. А следом – реальная целина – 1954 и последующие годы. Опять – целина, опять «залежи». Да что же это за слова то такие – «поднятая целина», почему проявляются они в каждый значимый период нашей жизни?

А это не просто слова – это вся наша жизнь. Такая вот она – то залежь, а то и целина. То поднимаем целину неизведанных благ, то перепахиваем залежи несбывшихся мечтаний. Потому то и стала «поднятая целина» настоящей философией российской жизни!

Эта аналогия напрашивается каждый раз, когда где-то в глубинке, как принято говорить, вдруг обнаруживается стремление к чему-то новому. Не стремление как подражание «городскому», а с опорой на нечто своё, от земли идущее, и только этой земле присущее. Так «глубинка» каждый раз поднимает свою целину, перепахивает свою «залежь»!

Перепахивает таким образом, чтобы своё поле не только стало новым, но чтобы и в привычных, и в привлекательных формах отразило особость, значимость, красоту своей земли.

Отразило со всеми акцентами. Этнографическими, культурно – историческими и любыми возможными. И вот оно – пожалуйста! Глядь, – и зарождается что-то новое и своё! Хотите – назовите её «локальная идентичность». И уже не спутаешь её ни с какой другой территорией, тем более, если та – сама по себе локальная идентичность. Идентичности – как наряды у женщин, – их не спутаешь. А фестивали – одна из лучших возможностей показать своеобразие родной территории.

 

Всё сказанное сложилось под влиянием историко-этнографического фестиваля «Большой Караман», прошедшего пусть в не очень далёкой, но, как принято считать, – глубинке земли Саратовской. В её степном Заволжье (вот уже и идентичность, вот уже и ни с чем не спутаешь, и вот уже особая история). Тут даже место состоявшегося фестиваля – «говорящее», нет, – кричащее об особости, – степное!

На его-то окраине и состоялся 16-го сентября первый, видимо, сельский историко-этнографический фестиваль. Здесь, опять-таки, возможно впервые, прозвучала тема целинных и залежных земель. Ведь Саратовское Заволжье было, согласно знаменитому Постановлению, «передовым краем», границей освоения целинных и залежных земель в стране. Их, на этом переднем крае в Саратовском Заволжье было фактически семь. И один из них – вот этот – Советский район с райцентром Степное.

Здесь освоение целинных и залежных земель – эпопея страны и земли Саратовской, – не оказалась забытой. Честь людям этого района и низкий поклон от ветеранов Великой эпопеи и их потомков!

 

А теперь, – о самом событии. Оно, названное «Этнокультурный исторический фестиваль «Большой Караман», состоялось 16 сентября 2017 года в Советском районе Саратовской области на окраине райцентра. Организаторами фестиваля выступили местная организация ВОИ и администрация муниципального района. Цель проекта, как она изначально провозглашалась, – организация и проведение фестиваля для пожилых людей и инвалидов, их активное вовлечение в сохранение и популяризацию исторического и культурного наследия народов Саратовского Заволжья на основе межпоколенческого партнёрства. Разумеется, поднять такое дело было бы невозможно без большой организационной работы, которую взяли на себя члены добровольческого движения «Доброцентр» и добровольцы прихода местного храма.

Проект стал победителем всероссийского конкурса социальных проектов «Активное поколение». Он стартовал при финансовой поддержке Пензенского благотворительного фонда «Гражданский союз» на средства, предоставленные Благотворительным фондом Елены и Геннадия Тимченко. В Фестивале приняло участие большое число молодых людей и даже очень юных дарований!




Местом проведения Фестиваля стал берег реки Большой Караман на окраине райцентра, рядом с древней стоянкой сарматов. Здесь собралось несколько сотен местных жителей и гостей.


В Фестивале принял участие глава местной администрации Сергей Владимирович Пименов. Как водится, произносили речи, вручали награды и подарки. От имени Комитета по общественным отношениям и межнациональной политике правительства области участников приветствовал заместитель председателя Комитета Конусов Д.Е.

С большой приветственной, даже программной речью к участникам обратилась руководитель литературно-исторического проекта «Книга Трудовой Славы Саратовской области. Агропромышленный комплекс» Вероника Ткачёва.

На Фестивале была показана научно-популярная презентация этнографии и истории народов Заволжья и истории православия. Для этого были организованы экспозиция исторических артефактов, выставка народного этнического декоративно-прикладного творчества, исторические реконструкции. Её курировал, как ни удивительно это звучит, научный руководитель проекта протоиерей Алексий Каширин, настоятель храма во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона. Сам же протоиерей выступил в роли гида в отдельном павильоне, где экспонатами стали редкие образцы церковной утвари и уникальная древняя церковная книга. 


В музыкальной программе Фестиваля приняли участие около 20 фольклорных коллективов, среди которых два замечательных детских коллектива: танцевальная группа детского сада и великолепный детский ансамбль ударных инструментов «Пересвет».






И, – снова, – возможно впервые в Фестивалях подобного рода была показана экспозиция, посвящённая освоению целинных и залежных земель в которой принимал участие и Советский район. Экспозицию организовала сотрудница Центральной библиотеки района Ирина Александровна Фадеева. И экспозиция очень гармонично вписалась в общую тональность Фестиваля. Ведь и сам Историко-этнографический Фестиваль – это «Поднятая Целина» районной культурной жизни!




Экспозиция об участии района в целинной эпопее страны не осталась незамеченной и привлекла многих гостей Фестиваля. С большим вниманием с ней ознакомились и глава района Сергей Пименов, и протоиерей Алексей Каширин.

Ещё во время своего приветственного выступления руководитель проекта «Книга Трудовой Славы Саратовской области. Агропромышленный комплекс» Вероника Ткачёва передала Главе администрации саму книгу, значительная часть которой посвящена первоцелинникам, и презентация которой состоялась в июне этого года в музее Боевой и Трудовой Славы. В своём выступлении Ткачева также напомнила, что в начале 2019 года страна будет отмечать 65-летие освоения целинных и залежных земель. Пора бы и начать подготовку к юбилейной дате.


Ведь изданием только Книги работа по восстановлению исторической памяти не заканчивается. Наряду с продолжением Книги создаётся интерактивный патриотический сайт, посвящённый освоению саратовской Целины. Целины в самом широком смысле этого слова. Сайт намерен привлечь к сотрудничеству потомков целинников и всех тех, кто готов размещать исторические документы, фото-, видеоматериалы и другую информацию о своих родственниках – ветеранах АПК, покорителях целинных земель. Сайт призван стать важным инструментом сбора и распространения знаний о целинниках и идеи пропаганды трудового подвига наших земляков.



В. Ткачева обратилась к организаторам Фестиваля: «Мы охотно занимаемся реконструкцией исторических событий далекой истории и словно бы пренебрегаем славным периодом недавней истории – имею в виду целинную эпопею, – сказала она. – Между тем эта эпоха обладает неоценимым и недооцененным потенциалом воспитания гражданственности и патриотизма на примерах силы духа первоцелинников. Эту тему надо возвращать в нашу жизнь наряду с датой полета в космос первого человека, в том числе и путем включения на Фестивале в раздел реконструкции исторических событий целинной темы. Что будет способствовать и гармонизации межнациональных отношений, – ведь целину покоряли люди разных национальностей».



По мнению В.Ткачёвой, эта тема могла бы быть «материализована» по примеру того, как это сделала Общественная организация казахов района – «Палаткой первоцелинника», с размещением в ней копии Указа о награждении Саратовской области Орденом Ленина, экспонатов, характеризующих быт первоцелинников, копий музейных и архивных документов и других экспонатов. В русле этой темы мог бы быть и Фестиваль песен о Целине или хотя бы включение в концертную программу Историко-этнографических фестивалей целинных песен с посвящением их нашим героическим землякам. В.Ткачёва поблагодарила организаторов фестиваля «Большой Караман» за сохранение памяти о целинной эпопее и создание Центральной библиотекой района экспозиции, посвященной целинникам Советского района.

И, конечно, такой Фестиваль был бы просто невозможен, если бы не энтузиазм, не величайшая любовь к родному краю, его истории, его людям председателя местной организации ВОИ Верховой Марины Анатольевны и её сподвижников.

Городские локальные идентичности как основа формирования устойчивых местных сообществ. Исследование группы ЦИРКОН

Городские локальные идентичности как основа формирования устойчивых местных сообществ. Исследование общегородских идентичностей жителей Владимира, Смоленска, Ярославля. 2015 г.

О проекте:

Целью исследования, реализованного в августе 2014 – апреле 2015 года, было выявление и описание спектра локальных (городских) коллективных идентичностей трех российских городов, а также дальнейшее накопление эмпирического материала для развития предлагаемого языка описания такого социального объекта как «локальная коллективная идентичность». Исследование выполнено с участием привлеченных специалистов – экспертов по данной тематике.

Методология исследования подразумевала использование двух типов процедур качественного и количественного характера. На первом этапе исследования во Владимире, Смоленске и Ярославле было проведено по 5 дискуссионных фокус-групп с разными группами потенциальных носителей локальной идентичности. Затем в каждом городе был проведен репрезентативный опрос населения с выборкой не менее 600 человек (общий объем выборки составил 1800 респондентов).

В ходе исследования были решены задачи по выявлению дифференциации локальных идентичностей городского уровня (в территориальном и социальном разрезе), созданию основы для формирования языка описания локальных (городских) коллективных идентичностей и разработке рекомендаций по повышению уровня социального доверия и солидаризации внутри городских локальных сообществ.

Итоговый аналитический отчет по результатам проекта опубликован на сайте ЦИРКОН.

Аналитический отчёт по исследованию в новой визуальной концепции также доступен на сайте ЦИРКОН.


Исследовательская группа ЦИРКОН - частная исследовательская компания, специализирующаяся на проведении социологических и маркетинговых исследований, информационно-аналитическом обслуживании и управленческом консультировании.

КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА

История города Новохопёрск (видеосюжет)


Этнодеревня "Казачья долина" появится в Карачаево-Черкесии

Источник: Интерфакс


В Урупском районе Карачаево-Черкесии построят первый в республике этнокультурный комплекс, демонстрирующий историю и культуру казаков.

"Рекреационный этнокомплекс "Казачья долина" включит казачье подворье, где будут размещены стилизованные казачьи хаты, мельница, церковь, кузня, шорная и другие мастерские, в которых туристы смогут ознакомиться с традиционными казачьими ремеслами", - сообщил агентству "Интерфакс-Юг" заместитель министра туризма курортов и молодежной политики КЧР Павел Селипетов.

Также, по его словам, в этнокомплексе будут гостиницы, стилизованные под старинные казачьи дома, торговые ряды для туристов, а также центр джигитовки и даже взлетно-посадочная полоса для малой авиации.

Кроме того, в "Казачьей долине" откроется музей истории и культуры казачества, где планируется демонстрация, в том числе старинных экспонатов, сохранившихся в семьях казаков Урупского района.

В целом территория этнокультурного комплекса займет около 5 гектаров. Районные власти уже выделили подходящий земельный участок.

Полная реализация проекта запланирована поэтапно на 2017-2020 годы.

"Дом со львом". Как старая изба стала музеем

Источник: МИА "Россия сегодня"


Расписной дом начала ХХ века в Поповке был обнаружен в 2009 году. Стены в двух комнатах полностью покрыты росписью, которая прекрасно сохранилась – это большая редкость. Считается, что рисунки были созданы примерно в 1910-ые годы. Специалист по народному творчеству, Юлия Терехова приехала когда-то в Поповку из любопытства после того, как ей рассказали о невероятной находке в Саратовской области.  Новый хозяин, которому дом на тот момент достался по наследству, собирался разобрать его на баню. Благодаря частному пожертвованию, в 2011 году Юлия выкупила дом и участок, с помощью волонтеров «хозяйство» привели в порядок. Грант Благотворительного фонда В. Потанина позволил сделать в новом музее современный аудиогид. А это значит, что приехать сюда можно в любой момент.

Главные герои росписей первой комнаты – лев, ангел, орел – образы евангелистов. Четвертый символ – телец – также был изображен автором росписи, однако в советское время кто-то из хозяев изображение закрасил. Герой второй комнаты, что поменьше – деревенский пастух с гусями, возможно, это портрет владельца дома.


Фото взято с сайта музея "Дом со львом"


С одной стороны, Поповка – село обычное. Здесь живут и трудятся, реставрируют довольно большую церковь, по улицам разгуливают упитанные гуси. Но с другой стороны Поповка, благодаря «Дому со львом» стала местом уникальным. С момента превращения избы в музей, в село поехали любознательные туристы. Покосившийся и неприметный снаружи дом в переулке Пушкина теперь окружен ярким разрисованным забором, а на других улицах появились указатели к музею.


Узнать больше о "Доме со львом" можно на сайте музея

 

Календарь "Дома со львом" можно купить в Саратове

В Саратове появился в продаже календарь, который не просто может закрывать дырку в стене и целый год показывать вам дату, но и будет рассказывать истории - истории "Дома со львом".


Как сообщается в группе календаря ВКонтакте:

Вручая его, вы сможете рассказать о том, как в хвалынских степях студенты-фольклористы нашли маленький домик с уникальными росписями; как потом его чуть не раскатали на баню; как он был спасен и преобразован в музей; как музей стал известен на всю страну, а рядом появился культурный центр для местных детишек; как краудфандингом на «Планете.Ру» собрали средства для выпуска календаря; а вот теперь его можно купить, а вырученные деньги пойдут на работу сельского культурного центра – чтобы там был свет и интернет, и дети приходили общаться и читать книжки.

Кстати, календарь прекрасно издан – это 12 плотных страниц формата А3+, вылетевших из московской типографии под заботливым контролем издательства «Три квадрата» (календарь уже успели презентовать на крупнейшей книжной ярмарке «Non-fiction»).

Если вы дочитали до этого места, то у вас остался единственный вопрос – где можно в Саратове купить этот чудо-календарь. Сдаем вам все адреса и пароли:

1. Дневной клуб (тайм-кафе) «Дружба». Проспект Кирова, 11. здание «Пионера», вход справа от здания. 

2. Кофейня Coffee 3, ул. Некрасова, 34/2. 

3. Сидрерия «Тут пьют сидр», ул. Первомайская, 68. 

Дополнительный бонус! Если вы решите в этом году съездить в «Дом со львом», то проект «Саратовская фототропа/Маршрут выходного дня» предоставит вам скидку на поездку в размере стоимости календаря! Чтобы ее получить – фотографируйтесь с купленным календарем и выкладывайте в группе ВКонтакте.

«Взиральщики» в стане «авторитетов бессмыслиц»

Автор – Юрий Чернышов


2-го июля известный саратовский Президент Центра Общественных Связей (ЦОС), продюсер, фотохудожник, руководитель Проекта Саратовская фототропа Максим Музалевский организовал экскурсионный фото-тур в известную аномальную зону Медведицкая гряда. Выезд не был изначально привязан к этому числу. Но - какая символика! - именно на 2-е июля пришёлся День уфолога!

Экскурсия состоялась всего через 20 дней после того, как в центре этой сакральной территории прошёл так называемый «Первый Всероссийский полевой Съезд уфологов». Мероприятие отражено волгоградскими СМИ и показано на наших страницах. Судя по откликам, впечатление, которое произвёл этот «пир духа уфологов», вызвало у натур с художественным воображением, сильные ассоциации и творческое перевозбуждение.


«Съезд уфологов». Плакат съезда с предварительной датой – 20 мая 


Указатель в поле

Ведь по сведениям, главным образом, «жёлтой прессы», на Медведицкой гряде чудеса происходят, как выступления артистов на концерте – одно за другим! Да какие чудеса!

Здесь бесследно исчезают или, - того хуже, - горят ни с того, ни с чего, сами по себе белым пламенем нормальные люди и время от времени появляются совершенно зелёные, то есть – абсолютно яблочного цвета человечки! Здесь неведомая сила то глушит работающую сельхозтехнику, а то подбрасывает её на сотню метров вверх и…бряк о землю!

А то, что творят шаровые и прочие молнии, людям с воображением лучше не знать! Ведь это они нарыли здесь многокилометровые недоступные туннели и преследуют туристов, вздумавших осмотреть эти места!


Неудивительно, что к такой территории постоянно приковано внимание СМИ. И перед открытием Съезда в газетных киосках появился массовый журнальчик с таким анонсом «Медведицкая гряда – полигон для пришельцев?» (Все загадки мира. №2, 2016).

А после съезда на читателя обрушилась масса публикаций, часто переписывающих друг у друга бред, который кто-то из них слышал на Медгряде. Достаточно набрать в Интернете «Съезд уфологов» или, вот, например, это: PARANORMALNEWS.)

         Некоторые же из организаторов Съезда, видимо те, кто не страдает, по местному выражению, «НЛО-головного мозга», так оценили мероприятие:

 

Kатерина Кондрусева ВЕДУЩАЯ  ответила Юрию (Т.е. – мне)

18:26

За двое суток пребывания на Синей горе я мало от кого слышала, что НЛО есть... А когда желающих приглашали с докладами в палатку, почему то никто не звался просветить.... Например Ивановы Юрий и Антонина (гости из Луганской обл.) не вышли, но мне удалось с ними пообщаться... А за столом два вечера подряд шли интересные беседы, из которых я много для себя чего запомнила...

                          https://ok.ru/group/53033912696907 - прямая ссылка

 

Максим Музалевский, организатор поездки саратовцев в аномальную зону, так объяснил интенции, побудившие его ринуться, можно сказать, на край бездны

«О Медведицкой гряде мы хотели сделать фотосессию в духе иронически-обэриуртских размышлений об НЛО и зеленых человечках. Но творческая фантазия увела дальше - в итоге, появились кадры, напоминающие раннее фантастическое кино - экспрессионистские фильмы Фридриха Вильгельма Мурнау или "Аэлиту" Якова Протазанова (костюмы к которой, кстати, делала Александра Экстер)»


Участники фототура


Крепко сказано! Можно сказать, - обэриуртно! В предощущении духа аномальной зоны!

Создать настрой на обэриуртурное восприятие помогла и находящаяся по маршруту поездки полуразрушенная лютеранская церковь в селе Усть-Золиха – некогда Мессер., - на родине поэта XIX века, друга А.С.Пушкина, первого переводчика Фауста Гёте на русский язык, Эдуарда Губера.

И тут то экскурсанты не без удивления узнали, что и эта церковь, и это место – трагически, чудовищно сакральны. Судите сами!


Вид «сакрального места»

До лютеранской каменной кирхи здесь была деревянная, в которой пастором служил Иоганн (Иван) Губер. А его сын Эдуарда Губер стал поэтом, другом А.С. Пушкина, первым переводчиком Фауста Гёте на русский язык.


Поэт Э. Губер

Нынешний же остов кирхи символизирует период советского времени. При коллективизации она была закрыта и превращена в склад сельхозтехники. А рядом была открыта колония для малолетних правонарушителей, с мастерскими для использования их труда.

Вторым здесь символом советской духовной жизни стал клуб, открытый в здании пасториата рядом с кирхой  и с непременным уличным туалетом типа и «М», и «Ж» одновременно, используемый, видимо, только очень рискованными людьми, и потому, во время обычных в советское время танцульках в клубе, его заменяли просто клубные углы.

А в начале Великой Отечественной войны немецкое население Мессера было депортировано в три дня в Сибирь, здесь были поселены беженцы с Харьковской области и Белоруссии, и кирха окончательно пришла в упадок.

Так сейчас и соседствуют: разрушенный храм, дышащий на ладан клуб и колония для теперь уже вполне совершеннолетних правонарушителей.


Остов лютеранской церкви на фоне золочёного купола в колонии

Ведь если Бога нет, то всё можно, не так ли? Правда, вспомнили, таки, и о Боге! И воссиял золочёный купол в колонии, на виду у кирхи. («Купола в России кроят чистым золотом / Чтобы чаще господь замечал!»), будто призывая к покаянию. Да и деревянный развалюха-туалет уступил место фундаментальному каменному сооружению, покрашенному в лазоревый цвет. А на пороге клуба появились вазоны с цветами. 


Вазоны на входе в клуб

Для журналистов, осмысливающих историю, - а они оказались и здесь , – это место - и настоящий исторический музей и преддверие аномальщины. Ибо сразу за Усть-Золихой-Мессером протекает речка Карамыш, которая является геоморфологической границей Медведицкой гряды.


Мост через р. Карамыш – географическая граница аномальной территории


Совершив это ризомное отступление, вернёмся немного назад.

Для тех, кого ещё не посетили обэриуртские размышления, нелишне сделать некоторые пояснения.

ОБЭРИУ (Объединение реального искусства) - литературно-театральная группа, существовавшая в Ленинграде с 1927-го до начала 1930-х гг. В группу входили Константин Вагинов, Александр Введенский, Даниил Хармс, Николай Заболоцкий, Игорь Бахтерев, Юрий Владимиров, Борис Левин. К ОБЭРИУ примыкали поэт Николай Олейников, философы Яков Друскин и Леонид Липавский».

Ну и что? - спросит читатель

А то, что были эти люди не простые, а из тех, про которых говорят – «с заумью»!

«Обэриуты сами называли себя еще «чинарями», переосмысляя выражение «духовный чин».

Так, Даниил Хармс звался «чинарь-взиральник», а Введенский – «чинарь-авторитет бессмыслицы».

(Читать полностью: http://www.km.ru/referats/13FB7BD2FBD3402B8D3ED0FB7E8C1A08)

Возможно, заумные самоназвания вроде «взиральник» и «авторитет бессмыслицы» и навеяли задумку совершить эту поездку её организатору.

«Взиральниками» стали около 20 саратовцев-участников фотоэкскурсии, но и «авторитет бессмыслицы» присутствовал незримо.

Под ним, возможно, подразумевался сам Гуру «Космопоиска». Ибо Съезд прошёл, как сообщает пресса: «под непосредственным руководством Вадима Черноброва, координатора Международного движения и Общероссийского общественного научно-исследовательского объединения «Космопоиск» (ООНИО), уфолога, писателя, исследователя аномальных явлений».

Конечно, в отличие от фантазёра поэта Александра Введенского, сам Гуру себя «авторитетом бессмыслицы» вряд ли считает.

Что касается «взиральников», то почтения они к «авторитету бессмыслицы», похоже, не испытали. И настырно допытывались у местных жителей о наблюдениях НЛО. Но те лишь, образно говоря, крутили пальцем у виска, либо отделывались фейками, типа того, что «такое НЛО давно висит у него над двором!».

После одного такого общения с уборщиками сена, рядом со знаменитыми треугольниками – «местами посадок НЛО», руководитель поездки зачитал из книжки автора этих строк «Мифология и геоморфология аномальной территории» стихотворение жительницы села Фоменково Жирновского района, посвящённое будоражащей теме.


Уборка сена рядом с треугольниками – «местами посадок НЛО»

Его стоит привести целиком вместе с предисловием. Автор этого произведения Светлана Алексенко пишет на форуме http://trezvyi.ruhelp.com

«Это я настругала. Я уроженка с. Фомёнково и [меня] очень позабавило, что Медведицкая Гряда, которая врезается в наше село, вызывает такой интерес у уфологов. Спасибо за интерес к моей скромной персоне .Я сейчас живу на Украине в Киеве, занимаюсь в основном творчеством и детьми. Закончила Киевский театральный, работала в театре, потом организовала театр песни, иногда куда-то ездим по фестивалям, поём песенки. Мечтала сходить в уфологическую экспедицию на Медведицкую гряду, но меня проигнорировали наверно, женщин не берут».

 

«Здесь заживо, на этом самом месте, сгорел пастух!
Он лёг на травку, закурил - и вдруг...
Как почернеет! Как позеленеет! Глазища - во!
А тут как раз идёт Пал Саныч, слышит - вопль –
И видит: чёрный треугольник, в нём пастух
Горел, горел, минуты две. Потом потух.

 

Пример таких загадочных явлений не одинок.
Недавно слышал я соседок диалог:
И что ты думаешь? Свечение пришло
И в область между ног зашло пешком!
Меня и крутит, и тошнит, и здесь болит.
Дай мне, Марусь, конечно, в долг, поллитр.

 

Недавно фельдшер из Линёво видел шар.
Про судьбы мира он у шара вопрошал.
Но шар висел, как эта глупая луна,
Она как раз совсем поблизости была.
Потом оно соединилось два в одном

И сразу в воздухе, как будто бы го..ом,


Запахло в радиусе метров десяти!

Но заболтался я тут с вами, мне идти.

Работать нужно! Эх, и что у вас в Москве
Верхи-то думают? На эдакой земле
Не нефть бурить, а ставить целое НИИ
Вы думаете, что я выпимши?! Ни-ни!».

 

Пообщавшись с народом у «мест посадок НЛО» и пройдя курс поэтического ликбеза, «взиральники» переключились на фото-сессию и далее занимались этим периодически до самого конца поездки. При этом фотомодели приоткрыли себя с такой стороны, что по части обэриуртства  с ними не смог бы потягаться и сам «авторитет бессмыслицы».

Результатом чего стало множество художественных фотоальбомов (ссылки в тексте ниже).

Силы были уже на исходе, но их хватило, чтобы осмотреть «Склон бешеных молний» и, опять таки, без всякого почтения к гнездящейся здесь чертовщине, устроить и на ней обэриуртскую фотосессию.


Фотомодель во ржи


Обэриутская фотосессия среди бешенных молний


Обэриутская фотосессия «Встреча пришельцев»

На остатках энтузиазма осмотрели Магнитные Улавливатели Шаровых молний (МУШАРы), поставленные Саратовской Группой Любителей Аномалий (СГЛА), и посетили место недавно прошедшего Шоу-съезда уфологов. Поразились количеству не вывезенного мусора у гипер-палатки администрации, среди которого бутылки явно не от пепси-кола занимали подобающее место. Но то, конечно, явилось следствием не Съезда «уфологов», а явно инопланетного вторжения.


Невывезенный мусор «Съезда уфологов» у гипер-палатки администрации

Осмотрели и «Машину времени», - двухметровое шарообразное и шишкастое бетонное сооружение «авторитета бессмыслицы».


Экскурсанты у «машины времени»

Не обошлось и здесь без язвительных реплик аборигенов, мирно выпивающих-закусывающих в самом центре аномальной зоны.

«Пьяная роща» поразила не только уродством растущих в ней берёз, и не берёзами, выброшенными электрическими разрядами из земли без корней, а явно аномальным морем земляники!

«Взиральников» хватило ещё и на то, чтобы остановиться у выдающегося, можно сказать, «объекта бессмыслицы» – водопропускника речки Перевозинка, строившейся здесь и не построенной в 1930-ые годы Миллеровской железной дороги Саратов-Миллерово.


У водопропускника Миллеровской железной дороги

Мистическим знаком бессмыслицы стал и валяющийся тут же указатель – «Съезд уфологов»., и металлический штырь непонятного назначения с кованым концом и гайкой!


Этнографическая находка – металлический штырь и окно – пример использования

Не отвалилась ли сия деталь от НЛО?

Напряжение от аномальщины сняло, наконец- то, купание в пруду на окраине села Новинка и нечто вроде пикничка. Последняя фотосессия, проведённая  уже на территории Саратовской области, и совмещённая вновь со сбором земляники, прошла явно в состоянии перенапряжения от всего увиденного и желания «отбиться» хоть чем от пришельцев-инопланетян.


Сбор земляники

После поездки, для сбора откликов и фото ВКонтакте была создана даже группа «Медведицкая гряда. Фотоэкспедиция». Судя по откликам, впечатлений от всего увиденного у «взиральников» осталось много и разных! Вот несколько из них.

 

        

Сергей Вилков

3.07.16

Было хорошо. Всем спасибо за поездку и компанию.        . Я отписался тут уже на стене сегодня утром, надеюсь вы не примете мои подколы в адрес Черноброва и Ко на свой счет. Я никогда от таких вещей удержаться не мог
https://vk.com/vilkov82?w=wall17731733_11526/all

 

             Максим Музалевский

             3.07.16

Друзья, всем спасибо за стойкость в изучении непознанного!

Надеюсь, каждый нашел, увидел, рассмотрел и представил то, что хотел )

·  я сам получил большое удовольствие и от рассказа Юрия Леонидовича, и от красок степи

·  и от купания в пруду, конечно )

·  свежие альбомчики ждут ваших фото:

·  https://vk.com/album-56689354_233460517 - тут пейзажи, и красивые, и ужасные

·  тут наш бэкстейдж - так же и красивый, и ужасный  https://vk.com/album-56689354_233460526

·  https://vk.com/album-56689354_233460522 - тут творческие портреты (сейчас выложу первую порцию

 

 


Анна Куренная

3.07.16

·  СПАСИБО ВСЕМ ЗА ВЕЛИКОЛЕПНУЮ ПОЕЗДКУ!!!

 

Богдан Дербенёв

3.07.16

·  Спасибо всем было очень интересно и познавательно!!! Максиму и Оле спасибо за очередной новый нетривиальный маршрут, честно, готов поехать туда ещё раз!!!

·  А самое большое спасибо Юрию Леонидовичу, без вас эта поездка была бы на порядок менее познавательной и увлекательной!!! Очень хорошо, когда есть люди увлечённые поисками истины и разрешением загадок, которыми мы окружены!!!

·  Сегодня, случайно узнал, что вчера был Всемирный день уфолога!!! Опять мистика, впервые мы собрались в аномальную зону, овсяную легендами об НЛО и этот день оказался таким праздником:www.calend.ru%2Fholidays%2F0%2F0%2F3016%2F" target="_blank">http://www.calend.ru/holidays/0/0/3016/ 👽👽👽

www.calend.ru%2Fholidays%2F0%2F0%2F3016%2F" target="_blank">Всемирный день НЛО (День уфолога)www.calend.ru Во всем мире 2 июля отмечают как День НЛО (World UFO Day) или День уфолога. Этот праздник посвящен тем, кто изучает явления, которые не имеют логического объяснения, и объекты, которым приписывается внеземное происхождение...


 

Наташа Хитрова3.07.16

 

·  Добрый день! Всех благодарю за отличный выходной, микс драйва, непознанного, человеческого тепла, дружеского общения, красоты и аномалий, за всё, что так украсило и разнообразило наше приключение!

·   

Настя Шагина

3.07.16

Всем Добрый день! Напишу честно и абсолютно искренне своё впечатление о вчерашней экспедиции!
Для нас это был абсолютно новый опыт. Совершенно незнакомый формат. Скажу честно люблю путешествовать с комфортом и я совершенно не выносливая((( Но давно хотела попробовать что- то подобное.
Сначала мне поездка была в тягость из-за жары и из-за того, что мы совсем не выспались (я на 100% сова.) Но после отдыха и пикника, я на всё посмотрела другими глазами))) И домой я вернулась под впечатлением!
Я давно уже не получала столько информации! Юрий Леонидович, Вы один из самых умных людей, с которыми я когда-либо общалась. Это не лесть! Терпеть не могу льстить, лучше промолчать))
Мне, конечно, тяжело усвоить всё на 100% . Я далека, к сожалению, от науки. И, наверное, из всех участников мы с мужем были самые неосведомленные в этой теме. Первый раз слышали о Медведицкой гряде и всех аномалиях. Я первый раз узнала, что молнии могут бить из земли и о радоновых волнах я слышала впервые!!! Я чрезмерный реалист и мне очень понравилась точка зрения Юрия Леонидовича о том, что всему должны быть доказательства и подтверждения. 

 

Вот, уж, действительно, каждому - своё!

Мы же с коллегой из Линёво (помните стих: «Недавно фельдшер из Линёво видел шар / Про судьбы мира он у шара вопрошал / Но шар висел, как эта глупая луна / Она как раз тогда поблизости была?»), - создателем форума, на котором этот стих был опубликован (http://trezvyi.ruhelp.com ), провели этнографическое расследование назначения и происхождения металлического стержня, что был найден у водопропускника речки Перевозинка. И разобрались! Штырь оказался обломанным концом неподвижной части петли от дворовых ворот дома!


Занятно, что коллега при этом находился в Западной Сибири - в Нижневартовске, а я - в Саратове. Вдуматься, так это будет посильнее всякой аномальщины!


_______________________

Страницы: 1 2 3 » »» Читать с начала