Кратко об истории хопёрского казачества

История хопёрского казачества весьма интересна и показательна. Известный исследователь казачества Н.М. Обозный утверждает: «В XV веке в бассейнах рр. Хопра, Битюга из Рязанского княжества появляются беглые люди, которые называют себя казаками. Первое упоминание об этих людях относится к 1444 году. После присоединения Рязанского княжества к Москве появляются здесь и выходцы из Московского государства. Здесь беглецы спасаются от крепостнической кабалы, преследований бояр и воевод. Пришельцы поселяются на берегах рек Вороны, Хопра, Савалы и др. Они называют себя вольными казаками, занимаются звериным промыслом, бортничеством, рыболовством. Появляются здесь даже монастырские угодья» [Невиномысскiй хронографЪ. http://www.nevchronograph.ru/history/oboznyi/1].

В конце XVII века, по мнению историка, в Хопёрском крае насчитывалось семь населенных пунктов с численностью по 2-3 тысячи человек в каждом. Поселения были укреплены простыми оборонительными сооружениями: ров, вал с плетневой оградой поверх него. Органом власти у хоперцев было общественное самоуправление, избираемое всеми жителями. До 80-х годов XVIII века хопёрские казаки мало подчинялись Донским войсковым властям, часто просто игнорировали их приказы [Там же].

По сути дела, хопёрское казачество – это единственная социальная группа, содержащая в своем названии (и что особенно важно – в самоназвании) указание на местную идентичность, позиционирующая во внешнюю среду территорию Прихоперья как некое единое, целостное образование. Более того, эта общность во все времена отличалась своим, особым местным (подчас – почти местечковым, что вполне естественно для социально угнетаемой группы) патриотизмом.

Так, на Северном Кавказе до сих пор широко известна легенда о хопёрских казаках. Во времена генерала Ермолова отряд этих казаков был прислан на рубежи Кавказа (ныне территория Карачаево-Черкесии) в помощь кубанским казакам. Хопёрцы привезли с собой дубовые бревна, срубленные и обработанные особым способом на берегах Хопра, – чтобы построить из них свой собственный храм. Храм был построен, но отряд казаков вскоре перевели в Ставрополь. При «переезде» они разобрали сооружение, потребовали специальные обозы и перевезли «родные» бревна, чтобы восстановить храм на новом месте. Через некоторое время отряд вновь был переведен вглубь Кавказа, а хопёрцы опять потребовали транспорт для перевозки храмовых бревен. На этот раз они получили отказ, так как лишней тягловой силы не нашлось. Тогда казаки перетащили храм по бревнышку на своих плечах и снова восстановили его. После этого власти уже не препятствовали хопёрским казакам перевозить «родной» храм с одного места дислокации на другое [Дзякович Е.В., Стрелкова Е.И. Бренды российской глубинки. Прихопёрье: метаморфозы местной идентичности. - М.: Лабиринт, 2009. – С. 57].

Таким образом, в истории казачества мы видим предпосылки для формирования своего, специфического социокультурного, экономического и даже (отчасти) политического уклада на территории Прихоперья. Причем, это как раз те предпосылки, которые способствуют формированию «низовой» местной идентичности.

При этом необходимо помнить, что именно хопёрское казачество – это та социальная группа, которая существовала на протяжении ряда лет, вне зависимости от общественно-политических и государственных преобразований, вне зависимости от благоприятности или враждебности со стороны официального «центра».

Не случайно именно идеи «реставрации» казачества находят такой отклик среди местного населения, а массовые казачьи праздники пользуются большой популярностью и широко освещаются местными СМИ. Не менее активно «продвигаются» и элементы казацкого быта, казацких костюмов, казачьей культуры в широком смысле этого слова.

Так, в постоянной экспозиции Балашовского краеведческого музея представлена выставка «Край хопёрский – казачий», рассказывающая об истории донского казачества.

На территории Саратова и области все больше открывается казачьих кадетских классов. Образцовым примером в этом плане являются казачьи классы в МОУ СОШ №43 г. Саратова, первый из которых появился там в 2004 году. Для воспитанников этих классов введены дополнительные факультативные курсы «История казачества», «Православная культура», МХК, проводятся занятия по рукопашному бою, строевой и огневой подготовке, верховой езде и др. Особое внимание уделяется патриотическому и духовному воспитанию подрастающего поколения. С этой целью проводятся семинары, праздники, концерты, спортивные турниры, круглые столы, встречи со священнослужителями и др. [http://www>.sargo.ru]

Большое количество материалов на «казачью» тематику можно встретить в газетах «Балашовская правда», «Урюпинская правда» и на официальных сайтах Саратова, Балашова, Урюпинска.

Кроме этого, на сайте Администрации муниципального образования «Город Саратов», например, мы встречаем новость «Песни казаков Верхнего Дона прозвучат на фольклорном празднике "Михайлов День"», в которой сообщается: В субботу, 26 ноября, в 19.00 в Саратовском областном Доме работников искусств пройдет фольклорный праздник «Михайлов День». Фольклорно-этнографическая студия «Забава» СОДРИ проводит его уже десятый год подряд, приглашая на концерты интересные этнографические коллективы из различных регионов России. … На концерте «Славьтесь, славьтесь, казаки!» прозвучат протяжные, плясовые и походные песни казаков Верхнего Дона» [http://www.saratovmer.ru/news/8102/].

На сайте Урюпинска в разделе «Экскурсии по Урюпинскому району» мы видим следующие туристические предложения: «Центр исторического моделирования. Здесь Вас примут в казаки, и Вы увидите: как выглядели первые казачьи городки, залп из пушки 17 века, выступление фольклорного коллектива». «Станица Михайловская. В ходе этой экскурсии Вас познакомят с казачьими легендами и приданиями, Вы побываете на источнике Кондрата Булавина, а так же в урочище, где в пещере легендарный атаман спрятал свои сокровища, и Вы сможете попытать счастья в поисках клада» [http://www>.rayadmin.avtlg.ru/offers.htm].

Идеи реставрации казачества затрагивают даже молодежь, увлекающуюся экстремальными видами спорта. Например, на сайте «Балашов eXtreme», объединяющем «экстремальную» балашовскую молодежь, можно видеть информацию о пейнтбольных маневрах «Казачий бой» [http://www>.balashovx.narod.ru/st6.htm].

 Все эти примеры наглядно демонстрируют актуальность идеи «реставрации» казачества на сегодняшний день.

 


Комментарии

Новые комментарии будут ожидать проверки.